Вахтангов Евгений Багратионович
ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ - 29.5.1922, Москва], российский режиссёр, актёр, педагог. С 1903 года учился сначала на естественном, затем на юридическом факультете Московского университета, где в 1906 году организовал студенческий драматический кружок. В 1909 году поступил в московскую школу драмы А. И. Адашева, где преподавал Л. А. Сулержицкий, оказавший существенное влияние на формирование творческой личности Вахтангова. С 1911 года сотрудник МХТ. Стал помощником К. С. Станиславского в разработке и проверке нового актёрского метода (смотри Станиславского система). Вёл экспериментальные занятия с группой молодёжи, составившей ядро 1-й Студии МХТ (смотри Студии Московского Художественного театра).
Вахтангов разделял и осуществлял в своей педагогической и режиссёрской деятельности в Студии эстетическую и этическую программу её директора Сулержицкого. Цель служения искусству - нравственное самосовершенствование; студийный коллектив - община единомышленников; актёрская игра - полная правда переживаний; спектакль - проповедь добра и красоты. Эффект внезапного преображения, контраст между злом и неким искомым идеалом любви и благоденствия стали важными конструктивными приёмами режиссуры Вахтангова: «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера (1915), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918) и др. Сыграл Текльтона («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу). Среди молодёжных коллективов, где в 1912-22 годах преподавал Вахтангов (Курсы драмы С. В. Халютиной, еврейская студия «Габима», 2-я Студия МХТ, студия А. О. Гунста, студия Ф. И. Шаляпина, Армянская студия и др.), особое место принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской»; с 1917 года - Московская драматическая студия под руководством Вахтангова, с 1920 года - 3-я Студия МХАТ, с 1926 - Московский театр имени Евг. Вахтангова), где в 1914 году он поставил пьесу Б. К. Зайцева «Усадьба Ланиных».
Реклама
Вместе с послереволюционными спектаклями В. Э. Мейерхольда постановки Вахтангова знаменовали начало нового этапа развития отечественной режиссуры. Сохраняя общие законы искусства переживания и органику актёрского существования в образе, в поисках нового сценического языка Вахтангов отказался от поэтики интимно-психологического и бытового театра, провозгласив отказ от натурализма, мобилизуя средства открытого и эффективного театрального воздействия. Стремясь разрушить «четвёртую стену» - рампу, отделяющую мир сцены от зала, и установить прямую связь между актёром и зрителем, Вахтангов выдвинул требования «сценизма» (ритм, пластичность, чёткость театрального общения), праздничности, яркости, смелой театральной условности, расширения области бытового и психологического правдоподобия на сцене. Особое значение приобрёл для Вахтангова гротеск. Среди постановок: «Свадьба» А. П. Чехова (1920), «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (1921, оба - в 3-й Студии МХАТ), «Эрик XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я Студия МХТ). В «Гадибуке» С. Анского (1922, студия «Габима») Вахтангов сумел создать поэму торжествующей любви, найти и претворить в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен, пластической лепке фигур, «чеканке» жеста новые возможности, вошедшие в арсенал мировой режиссуры 20 века. Гармоничность человеческой и творческой натуры Вахтангова в полной мере воплотилась в «Принцессе Турандот» К. Гоцци (1922, 3-я Студия МХАТ). Спектакль был задуман как эксперимент в области актёрской техники: студийцы должны были одновременно играть самих себя, артистов итальянской комедии масок, разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, самих персонажей. Спектакль строился и репетировался импровизационно, включал репризы на темы дня, интермедии-пантомимы «цанни» (слуг просцениума), сознательные иронические «выходы из роли» и разрушение сценической иллюзии при условии максимальной актёрской искренности и правды переживания. Значительно превзойдя первоначальное задание, он стал классической постановкой нового театра и символом эпохи. Среди учеников Вахтангова - Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский и др.
Лит.: Захава Б. Вахтангов и его студия. 2-е изд. М., 1930; Симонов Р. Н. С Вахтанговым. М., 1959; Е. Вахтангов. М., 1984; Смирнов-Несвицкий Ю. А. Е. Вахтангов. Л., 1987.