Вахтеров Василий Порфирьевич

Вахтеров Василий ПорфирьевичВАХТЕРОВ Василий Порфирьевич [13(25).1.1853, Арзамас - 3.4.1924, Москва], российский педагог, просветитель, деятель народного образования.

Учился в Нижегородской духовной семинарии. С 1872 года учитель (в Васильсурске, Ардатове); заведующий Духовищинским городским училищем Смоленской губернии. Инспектор народных училищ: Смоленской губернии (1881-90), Москвы (1890-96). После доклада «О всеобщем обучении» (1894), содержавшего резкую критику политики правительства в области среднего образования, обвинён в политической неблагонадёжности, в 1896 году был вынужден уйти в отставку.

В конце 1890-х годов создал цикл пособий на основе аналитико-синтетического, звукового метода обучения грамоте, обеспечивающего развитие речи ребёнка и приобретение прочных орфографических навыков («Русский букварь», 1898; к 1917 году - 118 изданий, «Первый шаг», 1903, 35 изданий; хрестоматия «Мир в рассказах для детей» для 1-4 классов, совместно с Э. О. Вахтеровой; части 1-4, 1900-05, к 1919 году - 68 изданий). Автор методических руководств по русскому языку для педагогов («На первой ступени обучения», 1903; «Как учить читать и писать», 1922), оказавших значительное влияние на гуманизацию и демократизацию педагогического процесса и являвшихся на протяжении четверти века основными учебными пособиями в начальной школе.

Реклама

Вахтеров Василий ПорфирьевичВ 1893-1903 годах работал в школе и на курсах для взрослых при Тверской мануфактуре. В 1903 году по подозрению в пропаганде социалистических идей среди рабочих выслан в Новгородскую губернию, вскоре вернулся в Москву, но к педагогической деятельности допущен не был. В конце 19 - начале 20 века Вахтеров - признанный лидер общественно-педагогического движения, организатор и участник многих педагогических съездов, один из создателей Всероссийского учительского союза (1905), Лиги образования (1906), где отстаивал принцип всеобщего доступного, обязательного и бесплатного начального обучения. Разрабатывал проблемы соотношения общего и профессионального образования. Работая в издательстве И. Д. Сытина (заведующий отделом школьно-народных и детских публикаций), подготовил 270 книг, а также 350 названий учебников.

После Октябрьской революции 1917 года преподавал на курсах ликбеза, в 1923-24 годах читал лекции на педагогическом факультете 2-го МГУ.

Вахтеров - создатель целостной личностно-ориентированной дидактической системы, где использовались активные методы обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления школьников. Автор работ полемической направленности («Новая школа», 1906, «Спорные вопросы образования», 1907, «Основы новой педагогики», 1913), где отстаивал гуманистическую философско-педагогическую концепцию, названную им «эволюционной педагогикой». В её центре - построение образовательного процесса на основе естественного стремления каждого ребёнка к развитию, побуждения его к саморазвитию. Отстаивал значимость педагогической антропологии, необходимость изучения личности школьника, его возрастных и индивидуальных особенностей. Создал типологию учащихся по преобладающим склонностям, показал динамику изменения склонностей под влиянием обучения и воспитания.

Соч.: Избр. пед. сочинение М., 1987.

Лит.: Вахтерова Э. О. В. П. Вахтеров, его жизнь и работа. М., 1961; Стеклов М. Е. «Педагог из народа и для народа» // Стеклов М. Е. Русские педагоги. М., 1997; Бабаян А. В. Концепция нравственного воспитания В. П. Вахтерова. Пятигорск, 2001; В. П. Вахтеров - педагог и просветитель « Серебряного века». Арзамас, 2003.

С. Ф. Егоров.