Валаамский монастырь
ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Валаамский в честь Преображения Господня ставропигиальный мужской монастырь). Точная дата основания Валаамского монастыря неизвестна; первые христианские приходы появились на берегах Ладожского озера не позднее 12 века.
Основателями монашества на остров Валаам считаются святые Сергий и Герман Валаамские. Наиболее ранние документальные свидетельства о Валаамском монастыре относятся к 14 веку. Монастырь неоднократно разорялся шведами. В 18 веке, при игумене Назарии (1782-1801; подвижник из Саровской пустыни), на Валааме был введён Саровский монастырский устав. Наибольшего расцвета Валаамский монастырь достиг в 19 веке при игумене Дамаскине (Кононове; 1839-81). В 1-й половине 19 века учениками преподобного Паисия Величковского на Валааме возрождено старчество.
До 1917 года Валаамский монастырь был одним из самых крупных российских монастырей, его называли Северным Афоном. Из Валаамского монастыря вышли подвижники и основатели монастырей: Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий и др. Монастырь посещали императоры Александр I (1819), Александр II с великим князем Александром Александровичем (1858). С Валаамом связано творчество многих деятелей русской культуры и искусства: художников И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. К. Рериха; писателей Н. С. Лескова, И. С. Шмелёва, Б. К. Зайцева и др. К 1917 году на Валааме насчитывалось: 21 храм (15 каменных и 6 деревянных) с 26 престолами, 22 часовни; общее количество братии составляло 600 монашествующих и 86 трудников; существовали небольшие производства (смоляной, кирпичный, свечной, кожевенный заводы, различные мастерские), ферма, процветали садоводство, огородничество, рыболовство, кустарные промыслы. Валаамский монастырь владел обширными архивом и библиотекой, славился певческими традициями (известное «Валаамское пение», «Валаамский распев»). В 19 - начале 20 века в Санкт-Петербурге и Москве были устроены подворья Валаамского монастыря с храмами.
Реклама
После 1917 года Валаамский монастырь оказался на территории, отошедшей к Финляндии. Приобретение Финляндской православной церковью самостоятельности и переход на новый стиль вызвали раскол среди монахов Валаамского монастыря. Несогласных с решениями финских государственных и церковных властей в 1925-27 годах выслали с Валаама. В 1930 году в Валаамском монастыре насчитывалось 278 человек братии. В марте 1940 года, после советско-финляндской войны 1939-40, остров Валаам отошёл к СССР. Тогда же Валаамский монастырь был закрыт; часть насельников переехала в Финляндию, где основала Нововалаамский монастырь, существующий и поныне (в юрисдикции Финляндской православной церкви). С 1940 года на территории Валаамского монастыря размещались сначала школа юнг, затем совхоз, а в 1952-84 годах интернат для инвалидов войны и престарелых. В результате хозяйственного использования были погублены многие памятники на территории монастыря, разорены все скиты, уничтожены деревянные храмы и часовни.
В сентябре 1989 года состоялось официальное открытие монастыря; началось возрождение монашеской жизни на Валааме. В 1990 году Валаамскому монастырю присвоен статус ставропигиального. С 1991 года в ведение Русской православной церкви Московского патриархата начали передавать сохранившиеся здания монастырского комплекса. В мае 1991 года были обретены мощи валаамского подвижника иеросхимонаха Антипы (в 1992 году причислен к лику святых). В 1992 году издан Указ Президента Российской Федерации «О Валаамском архипелаге и Спасо-Преображенском монастыре». В начале 21 века в Валаамском монастыре - более 200 насельников.
Первоначально постройки Валаамского монастыря были деревянными; самое раннее их изображение имеется на миниатюре из Жития преподобного Александра Свирского (17 век). Каменное строительство началось в 1785 году по плану, составленному игуменом Назарием и восходящему к монастырям Афона. При игумене Дамаскине главным архитектором Валаамского монастыря стал А. М. Горностаев, который в своих проектах ориентировался на русское зодчество 16-17 века; эти традиции были позднее продолжены Г. И. Карповым, В. И. Баранкеевым и др., что придало стилистическую цельность всему комплексу монастыря и скитов. Здания Валаамского монастыря с келейными зданиями образуют 2 каре: внутреннее (1785-1801) с Успенской церковью (1785) и внешнее (с мастерскими, больницей, 2-я половина 19 – начало 20 веков). Центром ансамбля является 5-главый Спасо-Преображенский собор в русско-византийском стиле (1887-96, архитекторы А. В. Силин, Г. И. Карпов и Н. Д. Прокофьев), возведённый на месте старого (конец 18 века), - с верхним престолом Преображения Господня и нижним престолом Преподобных Сергия и Германа Валаамских; его колокольня (самая высокая точка архипелага) напоминает русские шатровые звонницы 17 века (росписи и иконостасы исполнили монастырские художники). Сохранились также Святые врата (конец 18 - начало 19 века) и надвратная церковь Святых апостолов Петра и Павла (1802-09), церковь Живоначальной Троицы (1814, 1837), гостиница (1852, архитектор Горностаев), работный дом (1871, архитектор Карпов); игуменское кладбище с церковью Преподобных отцов (освящена в 1876).
За пределами основного архитектурного ансамбля располагаются скиты (Святоостровский, с деревянной церковью Александра Свирского, 1855; Авраамиевский, Сергиевский, Германовский, Коневский, Тихвинский и др.), часовни, поклонные кресты. В конце 19 - начале 20 века возникли сооружения, напоминающие о святынях Иерусалима: мраморная часовня с подобием Гроба Господня в церкви Воскресения Господня (1901-1906, архитектор В. И. Баранкеев) Воскресенского скита, Успенская церковь Гефсиманского скита и др. Деревянная церковь Смоленской иконы Божией Матери (1915-17) Смоленского скита была выстроена в «древнем новгородском» стиле по проекту великого князя Петра Николаевича в память о русских воинах, павших в 1-й мировой войне.
В 1979 году острову Валаам присвоен статус историко-архитектурного и природного музея-заповедника, началась реставрация отдельных памятников. В 1999 году на территории острова Валаама создан природный парк «Валаамский архипелаг». Организуются паломнические поездки.
Лит.: Описание Валаамского монастыря и скитов его. М., 1913; Рывкин В. Р. Композиционные особенности Валаамского комплекса // Архитектурное наследство. М., 1981. № 29; Левиаш Т. Л. Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Валаам»: Путеводитель. Петрозаводск, 1989; Тропами Валаама: Путеводитель / Сост. Б. Е. Казанков. СПб., 1994; Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. СПб., 2004; Онуфрий (Маханов). Причал молитв уединенных: Валаамский монастырь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. СПб., 2005.
В. Ф. Козлов (история монастыря); И. Л. Бусева-Давыдова (архитектура).