Вальденсы

ВАЛЬДЕНСЫ, «лионские бедняки» (латинский valdenses, «pauperes Lugdunenses»; французский vaudois), последователи еретического религиозного движения, возникшего во Франции в последней трети 12 века.

Возникновение этого движения связано с распространением в 11-12 веках в Западной церкви идей обновления, возвращения к идеалам и образу жизни раннехристианских общин, древней Церкви (латинский primitiva ecclesia).

Вальденсы получили название по имени богатого лионского купца Вальда (латинский Valdus, Valdesius, Valdo; французский Valdés, Valdès), который в 1170-х годах, руководствуясь словами Христа, раздал имущество нищим (Мф. 19:16-21) и начал проповедь покаяния. Проповедь на народном языке (Вальд использовал евангельские тексты, переведённые на провансальский язык) привлекла представителей широких социальных слоёв. Изначально вальденсы не порывали с Церковью, испрашивая лишь для себя особого разрешения на проповедническую деятельность [например, на III Латеранском соборе (1179)]. Запрет проповеди вальденсам, а также предание их анафеме вместе с катарами и альбигойцами Веронским (1184) и IV Латеранским (1215) соборами не остановили развития движения. Распространение движения в среде городского населения и крестьянства обусловило переплетение в проповеди вальденсов социальной и религиозной проблематики: вальденсы отрицали право католической церкви иметь собственность, собирать аннаты, отрицали необходимость духовенства, позднее - исключительность внутрицерковного совершения таинств исповеди и евхаристии. С развитием идеи преемственности между всяким живущим в нищете по заповедям Христовым и апостолами вальденсы приходят к самовольному совершению таинств исповеди и евхаристии. Вальденсы объединялись в сообщества (латинский societates), члены которых именовались «братьями», «совершенными» (латинский fratres, perfecti); к сообществам вальденсов примыкали общины «верующих» (латинский credentes) - тех, которые, не изменяя привычному образу жизни, руководствовались наставлениями «совершенных».

Реклама

С середины 13 века течение распространилось во Франции (Дофине, Прованс, Лангедок), германских землях, Италии (Пьемонт, альпийские области, Ломбардия, Апулия), а также в Польше и Испании. На протяжении 12-15 века общины вальденсов подвергались преследованиям: в Испании - эдикты 1194 и 1197 годов, предписывавшие сожжение вальденсов, во Франции - гонения, связанные с Альбигойскими войнами. В 1487 году папой Римским Иннокентием VIII (1484-92) против вальденсов был объявлен крестовый поход.

В 16-18 веках история общин вальденсов во Франции, Италии, германских землях была тесно связана с Реформацией и Контрреформацией. Во Франции общины вальденсов влились в протестантскую церковь (Шанфоранский синод, 1532), в Италии сохранили свою религиозную самостоятельность, получив от католических герцогов Савойских по Кавурскому мирному договору (1561) права автономии. При герцогах Савойских Карле Эммануиле II (1638-75) и Викторе Амедее II (1675- 1730) борьба против вальденсов в Пьемонте активизируется вновь. Вследствие этого в конце 17 века часть вальденсов переселилась из Пьемонта в Германию. Сохранившиеся в Пьемонте общины вальденсов были признаны только к 1840-м годам.

В начале 20 века общины вальденсов составляли итальянскую протестантскую церковь, с независимой иерархией и центром во Флоренции. В 1979 году они объединились с методистскими общинами Италии, образовав «Евангелическо-вальденскую церковь: союз вальденских и методистских церквей». В других странах общины вальденсов также объединяются преимущественно с реформатскими или пресвитерианскими церквами. В начале 21 века в мире насчитывается более 40 тысяч вальденсов. Смотри также статьи Арнольд Брешианский, Бегинки и бегарды.

Лит.: Schneider М. Europäisches Waldensertum im 13. und 14. Jahrhundert. В.; N.Y., 1981; Storia dei Valdesi. Torino, 1989-1990. Vol. 1-3.

О. В.