«Варяг»

«ВАРЯГ», название ряда кораблей российского и советского ВМФ.

1) Винтовой корвет, построен в 1861-62 годах в городе Улеаборг (Великое княжество Финляндское). Водоизмещение 2160 тонн, скорость 11 уз (20,4 км/ч), дальность плавания 2300 миль (свыше 4 тысяч км), вооружение 18 орудий, экипаж 340 человек. Принимал участие в переходе через Атлантический океан эскадры Балтийского флота под командованием адмирала С. С. Лесовского к берегам Америки (1863). До 1866 года в составе российской Тихоокеанской эскадры. В 1867 году возвратился в Кронштадт, в 1870 - совершил плавания в Баренцевом и Белом морях. Позднее - в учебном отряде судов Морского училища. Исключён из списков флота в 1886 году.

2) Бронепалубный крейсер (крейсер 1-го ранга), построен в Филадельфии (США), вступил в строй в 1901 году. Водоизмещение 6465 тонн, скорость 23 уз (42,6 км/ч), дальность плавания около 6000 миль (свыше 11 тысяч км), вооружение: 12 орудий 152-мм, 12 - 75-мм, 8 - 47-мм, 2 - 37-мм, две 63,5-мм десантные пушки Барановского, 6 торпедных аппаратов; экипаж 580 человек. В мае 1901 года прибыл в Кронштадт, в конце 1901 - начале 1902  - совершил переход на Дальний Восток, где присоединился к российской Тихоокеанской эскадре. 10(23).12.1902 командиром «Варяга» назначен капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев [вступил в командование 1(14).3.1903]. С началом русско-японской войны 1904-05 годов в корейском порту Чемульпо (Инчхон) «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой и после Чемулъпинского боя 1904 «Варяг» был затоплен командой, а «Кореец» взорван. В августе 1905 года поднят японцами и после ремонта вошёл в состав японского флота под названием «Сойя». В 1916 году выкуплен Россией, 22 марта (4 апреля) под прежним названием принят в состав российского флота (укомплектован чинами Гвардейского флотского экипажа, присвоен Георгиевский вымпел), с 30 ноября (13 декабря) в составе Флотилии Северного Ледовитого океана. В конце февраля - начале марта 1917 года направлен для ремонта в Великобританию. В декабре 1917 года захвачен англичанами, затем продан на слом. При следовании к месту разборки сел на камни в Ирландском море, разобран в 1925 году.

Реклама

«Варяг»,

3) Гвардейский ракетный крейсер, заложен в 1961 году в городе Ленинград под названием «Сообразительный», 31.10.1962 переименован в «Варяг», вступил в строй в 1965 году. Водоизмещение 5350 тонн, скорость: максимальная - 36 уз (66,7 км/ч), экономическая - 14,5 уз (26,85 км/ч), дальность плавания экономической скоростью 6000 миль (свыше 11 тысяч км); вооружение: 2 ПУ противокорабельного ракетного комплекса, 1 ПУ ЗРК, 2 артиллерийские установки 76,2-мм, 2 реактивные бомбомётные установки, 2 торпедных аппарата; экипаж 304 человека. С сентября 1965 года в составе Краснознамённого Тихоокеанского флота. В апреле 1990 года исключён из состава ВМФ.

4) Ракетный крейсер, заложен в 1979 году в городе Николаев, вступил в строй в 1989 году. Первоначально назван «Червона Украина», в 1995 году переименован в «Варяг», присвоено звание гвардейского, переведён в состав российского Тихоокеанского флота. Водоизмещение 11 280 тонн, максимальная скорость 32,5 уз (60,2 км/ч), дальность плавания экономической скоростью 8070 миль (около 15 тысяч км); вооружение: 16 ПУ противокорабельного ракетного комплекса, ЗРК - 2 ПУ малой дальности и 8 ПУ большой дальности, 2 артиллерийские установки 130-мм и 6 - 30-мм, 2 торпедных аппарата, 2 реактивные бомбомётные установки, противолодочный вертолёт; экипаж 510 человек. Флагман Тихоокеанского флота (с 2002 года). 10-14.2.2004 во главе отряда кораблей Тихоокеанского флота совершил визит в Инчхон, посвящённый 100-летию подвига крейсера «Варяг».

Лит.: Мельников Р. М. Крейсер «Варяг». 2-е изд. Л., 1983; Бережной С. С. Советский ВМФ. 1945-1995: Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы. М., 1995.