Васнецов Виктор Михайлович

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3(15).5.1848, село Лопьял Вятской губернии - 23.7.1926, Москва], российский живописец, график, сценограф. Сын сельского священника, брат А. М. Васнецова. Профессор (1892) и действительный член (1893-1905; отказался от звания) петербургской Академии Художеств. Учился в Санкт-Петербурге - в Рисовальной школе ОПХ (1867-68) у И. Н. Крамского и в Академии Художеств (1868-74) у П. П. Чистякова, П. В. Басина и В. П. Верещагина. С 1878 года жил в Москве. Был близок к передвижникам (член ТПХВ с 1878 года), один из членов-учредителей Общества возрождения художественной Руси (1915).

Васнецов Виктор МихайловичСо студенческих лет, иллюстрируя азбуки Н. П. Столпянского (1867, 1870) и В. И. Водовозова (1873), обратился к исторической и сказочной тематике, в том числе в книжной графике («Конёк-Горбунок» П. П. Ершова, 1870; «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, 1891; «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, 1899,и др.). Посетил Францию (1876-1877) и Италию (1885), где изучал византийские мозаики и искусство Возрождения. В живописи начал с жанровых сцен из жизни «маленького человека» («С квартиры на квартиру», 1876; «Преферанс», 1879, обе - в ГТГ), с конца 1870-х годов создавал сказочно-лирические («Алёнушка», 1881, ГТГ), былинно-эпические («Витязь на распутье», 1878, Историко-художественный музей, Серпухов, и 1882, ГРМ; «Богатыри», 1881-98, ГТГ) и легендарно-исторические образы («Царь Иван Васильевич Грозный», 1897, ГТТ), выразив умонастроения неославянофильства. Участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка; по заказу С. И. Мамонтова написал для вокзала Донецкой железной дороги картины «Три царевны подземного царства» (1879, ГТГ), «Ковёр-самолёт» (1880, Художественный музей, Нижний Новгород) и «Бой скифов со славянами» (1881, ГРМ). Стремление Васнецова к монументальности и декоративности композиции, поэтической обобщённости образов способствовало становлению русского модерна и символизма («Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», 1896, ГТГ). В годы 1-й мировой войны в живописи Васнецова появляются аллегорические мотивы борьбы добра и зла («Архангел Михаил», 1914; «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918, обе - Дом-музей Васнецова, Москва). Пейзажные этюды и ландшафтные фоны картин Васнецова повлияли на развитие исторического пейзажа, прежде всего, в творчестве А. М. Васнецова.

Реклама

Васнецов Виктор МихайловичАвтор многих живописных и графических портретов, преимущественно художников (А. М. Васнецова, 1878, ГТГ; М. М. Антокольского, 1884, там же; М. В. Нестерова, 1926, Дом-музей Васнецова, Москва). В 1880-е годы обратился к монументальной живописи: фриз-панно «Каменный век» (1883-85) для Исторического музея в Москве, росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896), в которых традиции древнерусской стенописи соединяются с достижениями станковой живописи 2-й половины 19 века. Создал эскизы мозаик для Русской церкви в Дармштадте (1899-1901), храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1899), собора Александра Невского в Варшаве (1906-11).

В театрально-декорационных работах Васнецова для Частной русской оперы С. И. Мамонтова в Москве («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и «Русалка» А. С. Даргомыжского, обе 1885, совместно с И. И. Левитаном, К. А. Коровиным и др.) стилизованный древнерусский орнамент служил средством организации пространства и создания образа; они сыграли заметную роль в истории отечественной сценографии. По эскизам Васнецова построены его собственный дом (в виде рубленого деревянного терема, 1893-94; с 1953 года - Дом-музей Васнецова), дом И. Е. Цветкова (1901-03) и фасад Третьяковской галереи (1900-05) в Москве; церковь Спаса Нерукотворного (совместно с В. Д. Поленовым, 1881-82), «Избушка на курьих ножках» (1883) и некрополь Мамонтовых с часовней (1891) в Абрамцеве, русский павильон на Всемирной выставке в Париже (1898), также изготовлен ряд предметов мебели. Оказал большое влияние на сложение неорусского стиля в архитектуре и декоративном искусстве. Его внук - художник-монументалист Андрей Владимирович Васнецов (родился в 1924 году). В Вятке открыт Дом-музей братьев Васнецовых.

Лит.: Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. В. М. Васнецов. Жизнь и творчество. М., 1962; Васнецов В. А. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976; В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987; В. М. Васнецов. (Кат. выставки). Л., 1990; Пастон Э. В. В. Васнецов. М., 2000.

А. М. Муратов.