Ватто Жан Антуан
ВАТТО (Watteau) Жан Антуан (крещён 10.10.1684, Валансьен, французская Фландрия - 18.7.1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский живописец и рисовальщик, член Королевской Академии Художеств (1717). Сын кровельщика. Около 1702 года приехал в Париж, в юности работал как копиист. Сближение с живописцами К. Жилло и позднее с К. Одраном, знакомство с творчеством Ж. Калло способствовали развитию интереса Ватто к театру и декоративному искусству. В Люксембургском дворце Ватто изучал картины П. П. Рубенса. От этого периода сохранилась картина «Сатира на врачей» («Что я вам сделал, проклятые убийцы?», около 1708, ГМИИ), созданная, видимо, по мотивам комедий Мольера; в ней уже очевидны свойственные Ватто ирония и театральность, но в целом картину отличают тёмный колорит и некоторая скованность персонажей. В 1710 году, после короткой поездки в Валансьен, Ватто снова живёт в Париже. Среди его близких друзей - литераторы, актёры, поэты и музыканты, также торговцы картинами и меценаты (П. Кроза). В 1719-20-е годы посетил Англию.
Ватто избирал сюжеты, игнорируя иерархию жанров, он свободно отдавался на волю чувства и фантазии. Писал пейзажи, маскарады в духе К. Жилло, портреты итальянских актёров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулёзном портретном сходстве или торжественном величии. Сравнительно редко Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивуак», около 1710, ГМИИ; «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Санкт-Петербург), внося в него особую интимность и лирическую взволнованность.
Реклама
В 1717 году художник представил в Академию большое полотно «Паломничество на остров Киферу» (Лувр, Париж); картина отличается виртуозным владением живописной техникой, передающей богатую гамму мимолётных настроений. В созданном Ватто жанре «галантных празднеств» он впервые представил мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, которые порождены ощущением несоответствия мечты и реальности («Венецианский праздник», Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; «Общество в парке», Картинная галерея, Дрезден; «Радости жизни», собрание Уоллес, Лондон; «Жиль», Лувр; «Мецетен», Метрополитен-музей, Нью-Йорк, и др.). Лирические сцены Ватто, чаще всего представляющие группы фигур на лоне природы, отличаются певучестью и прихотливостью композиционного ритма, точностью движений и жестов персонажей.
Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних работ к просветлённому золотистому колориту пленэрных «галантных» сцен, а в последние годы - к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», 1720, Государственный музей, Берлин). Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто, выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. В графике запечатлены разнообразные типы французского общества, лёгкие штрихи и волнистые линии передают нюансы пластической формы, движение света, ощущение воздушной среды.
Несмотря на очевидное влияние Ватто на французскую живопись, начиная с его современников и друзей Н. Ланкре и Ж. Б. Патера, у него никогда не было учеников. Творчество Ватто открыло новые пути к художественному познанию современной жизни, к обострённому восприятию лирических настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно шире и богаче искусства рококо, в развитии которого наследие художника (особенно его декоративные работы) сыграло важную роль.
Лит.: Adhémar Н. Watteau. Sa vie, son œuvre. Р., 1950; Parker К.Т., Mathey J. А. Watteau. Catalogue complet de son œuvre dessiné. Р., 1957-1958. Vol. 1-2; Чегодаев А. Д. А. Ватто. М., 1963; Немилова И. С. Ватто и его произведения в Эрмитаже. Л., 1964; А. Ватто / Авт. вступ. ст. Ю. К. Золотов. Л., 1973; Camesaska Е. Tout l’œuvre peint de Watteau. Gen., 1977; Герман М. А. Ватто. Л., 1980; Федотова Е. А. Ватто. М., 2002.
Ю. К. Золотов, Н. Ю. Золотова.