Ваянг
ВАЯНГ (яванское - божество, дух, дух предка), яванский традиционный театр. Упоминается с 9 века, по-видимому, заимствован из Индии. От яванцев проник на соседние острова (Бали, Мадуру и др.) и Малаккский полуостров. Древнейший вид - ваянг-пурво (вероятно, от санскритского «парва» - название книг «Махабхараты»), или ваянг-кулит (буквально - ‘кожа, шкура’), - представление пергаменных тростевых кукол «ваянг», ошибочно называемое теневым театром. Первоначально ваянг-кулит развивался при дворах правителей, затем в сельской среде. Современная его форма сложилась к 16 веку в исламизированных городских центрах северного побережья Явы и по мере распространения ислама стала известна по всему острову.
Другие виды: ваянг-голек (представление объёмных деревянных кукол; наиболее распространён у сундов), ваянг-вонг (представление живых актёров), ваянг-топенг (представление масок) и др. Даланг - человек, устраивающий представление ваянг (управляющий куклами, произносящий и поющий текст, руководящий оркестром-гамеланом), - в средние века занимал высокую придворную должность, позднее вёл странствующий образ жизни и приглашался общиной по поводу важных событий (рождения, свадьбы и т.п.). Представлению всегда предшествовали магические действия (жертвоприношения и др.). Представления сопровождались игрой гамелана, продолжались всю ночь, на них обычно присутствовала вся община (мужчины садились перед экраном, позади даланга и гамелана, женщины и посторонние - за экраном и потому могли видеть только тени кукол). Пьесы (лакон) имели каноническую форму (3-частное деление, последовательность построения сцен, формульность). Сюжеты лаконов передавались устной традицией, образовывали циклы, героями которых выступали индуистские и яванские боги, персонажи древнеяванского и индийского эпоса, в том числе «Махабхараты» и «Рамаяны». Важную роль играют комические персонажи - слуги-пунокаван, дающие советы героям, делающие злободневные комментарии к действию и тому подобное. Ныне ваянг сохраняет в основном развлекательный характер.
Реклама
Лит.: Соломоник И. Н. Традиционный театр кукол Востока. Основные виды театра плоских изображений. М., 1983.