Вайнонен Василий Иванович
ВАЙНОНЕН Василий Иванович [8(21).2.1901, Санкт-Петербург - 23.3.1964, Москва], российский артист балета, хореограф, заслуженный артист РСФСР (1939). В 1919 году окончил Петроградское хореографическое училище (педагог В. И. Пономарёв). С 1919 года артист балета ГАТОБ, исполнял характерные и гротесковые партии (Арап - «Петрушка» И. Ф. Стравинского, Сатир - «Времена года» А. К. Глазунова). Там же поставил (совместно с В. П. Чеснаковым и Л. В. Якобсоном) «Золотой век» Д. Д. Шостаковича (1930), обнаружив стремление к характерности, гротеску, умение перевести бытовую пластику в танцевальную. В 1935-38 годах балетмейстер ГАТОБ имени С. М. Кирова, в 1946-50 и 1954-58 годах - ГАБТ. Самой значительной его работой стал решённый в жанре героической драмы балет «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (1932, ГАТОБ, новая редакция - 1936; 1933, ГАБТ; 1947, там же, Государственная премия СССР, 1947; 1960, там же; в 1950 году поставил в Будапеште), в котором Вайнонен мастерски соединил классический и характерный танцы. В балете сказалось влияние режиссуры массовых зрелищ, тяготение к сюжетному действию, что предвосхитило эстетику драматического балета. Теме современности, воплощённой средствами сценически обработанного народного танца и пантомимы, посвящены балеты «Партизанские дни» (1937) и «Милица» (1947) Асафьева, и др. Оригинальная версия балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1934, 1954, ГАТОБ; 1939, ГАБТ; 1950, Будапешт), созданная на основе традиций русского академического балета, вошла в золотой фонд современной хореографии. Среди других постановок: «Раймонда» А. К. Глазунова (1938), «Мирандолина» С.Н. Василенко (1949), «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (1957), танцы в опере «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948; Государственная премия СССР, 1949). Вайнонену принадлежит сценарий балета «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина (совместно с П. Г. Маляревским, 1960, ГАБТ). Ставил танцы в операх, концертные номера.
Реклама
Лит.: Армашевская К., Вайнонен Н. Балетмейстер Вайнонен. М., 1971.
Е. П. Белова.