Вазари Джорджо
ВАЗАРИ (Vasari) Джорджо (30.7.1511, Ареццо - 27.6.1574, Флоренция), итальянский архитектор, живописец и историк искусства. Учился у Микеланджело, А. дель Сарто, Б. Бандинелли. Работал преимущественно во Флоренции, где был придворным мастером герцогов Медичи (в 1562 году основал академию рисунка), также в Риме, Болонье, Венеции, Неаполе и других городах. В архитектурных работах сочетал элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма: собственный дом (1542; ныне - Музей Вазари, росписи и архив мастера) и Палаццо делле-Лодже (1573-1581) в Ареццо; Палаццо деи-Кавальери (1562) и церковь Сан-Стефано-деи-Кавальери (1565-69) в Пизе. Лучшей постройкой Вазари, созданной совместно с архитектором Б. Буонталенти, является ансамбль Уффици (1560-1585; ныне - музей) во Флоренции - здание правительственных Канцелярий с узкой улицей-коридором между площадью Синьории и набережной реки Арно.
Творчество Вазари-живописца представляет собой наиболее эклектическую ветвь флорентийского маньеризма: стремившийся создать «прекрасную манеру», Вазари в своих многочисленных алтарных картинах и обширных циклах монументальных росписей оперирует изобразительными формулами, почерпнутыми у мастеров самых различных направлений, преимущественно у Микеланджело, позднего Рафаэля, Ф. Пармиджанино. Его фрескам (цикл «История папы Павла III» в римском Палаццо Канчеллерия, 1546; росписи в Палаццо Веккьо во Флоренции - апартаментов Льва Х и Четырёх стихий, 1556-62, и зала Пятисот, 1563-72) свойственны холодная риторика, иллюстративность передачи не только событий, но и чувств и эмоций, повторяемость формальных приёмов. Исключение представляет утончённый замысел последней работы Вазари - живописной декорации Студиоло Франческо I в Палаццо Веккьо во Флоренции (1570), для которой он написал композицию «Персей и Андромеда».
Реклама
Известность приобрёл как первый историк итальянского искусства, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Vite de piu eccelen- ti architetti, pittori е scultori italiani...», 1550, 2-е издание, 1568; русский перевод - 1956-71 годы), сохраняющих своё значение как памятник литературы и важнейший источник сведений о жизни и творчестве мастеров эпохи Возрождения. В основе эстетических взглядов Вазари - принцип «подражания природе»; в своих подробных описаниях произведений он стремится дать их профессиональную оценку по критерию формального совершенства, что отличает описания Вазари от античных и средневековых экфрасисов, повествующих преимущественно о сюжетной основе изображений.
Лит.: Barocchi Р. Vasari pittore. Mil., 1964; Le Molle R. G. Vasari: l’homme des Мédicis. Р., 1995.
И. А. Смирнова.