Вазарели
ВАЗАРЕЛИ (Vasarely; собственно - Вашархей, Vasarhelyi) Виктор (9.4.1908, Печ - 14 или 15.3.1997, Париж), венгерский и французский живописец, скульптор и график. Учился в Будапеште - в академии Пололини-Волькман (1927) и в школе «Мюхей» («Мастерская», 1928-29) у Ш. Бортника. Переехав в Париж (1930), первоначально работал в области рекламы и печатной графики. В серии «Зебры» (1938-43) чёрно-белые оптические контрасты порождают игру перестраивающихся конфигураций. Серия портретов (А. Арто, автопортрет и др., 1946) свидетельствует об исканиях в духе пост-кубизма. Опыты схематизации объекта, его разложения на дискретные знаки продолжались до 1947 года, когда Вазарели, придя к заключению о наличии в природе «внутренней геометрии», обратился к абстракционизму. В его живописи 1950-х годов чёрно-белые фигуры (круги, квадраты, ромбы, пятиугольники), встроенные в решётчатую структуру, рождают иллюзии вспышек, скачкообразных перемещений, мерцаний, упругих толчков («Кандагар», 1951, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Миндоро II», 1954-56, Национальный музей современного искусства, Париж; «Сверхновые», 1959-61, галерея Тейт, Лондон; «Ондо», 1960, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Мастерство, с которым Вазарели вызывает ослепительные оптические вибрации, определило его ведущую роль в направлении оп-арта. В 1955 году опубликовал «Жёлтый манифест», где обосновывал принципы кинетического искусства.
Реклама
С 1960 года пластический язык Вазарели обогатился цветом. Контрастные цвета также создают иллюзию колебания поверхности («Туркез III», 1965, Стеделейкмюсеум, Амстердам; «Зет», 1966, Музей современного искусства, Монреаль, и др.). Комбинаторика Вазарели опирается на базисные, типовые свойства восприятия, не зависящие от индивидуальных особенностей зрителя. Стремясь к массовости, общедоступности искусства, Вазарели создавал мультипли - произведения, тиражируемые промышленным способом. В книге «Город пластики» (1970) выступил как сторонник социально ориентированного искусства, интегрированного в урбанистической среде. Создал ряд работ монументального плана (кинетическая скульптура, керамика) в Каракасе, Эссене, Монпелье, Париже, Иерусалиме, Монреале, Брюсселе.
Соч.: Plasti-cité. L’œuvre plastique dans votre vie quotidienne. Р., 1970.
Лит.: Joray М. Vasarely. Neuchâtel, 1965-1974. Vol. 1-3; Diehl G. Vasarely. Р., 1976; Morgan R. Vasarely. N. Y., 2004.
В. А. Крючкова.