Вебер Карл Мария

Вебер (Weber) Карл МарияВЕБЕР (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, земля Шлезвиг-Гольштейн - 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный  критик. В детские и юношеские годы странствовал с театральной труппой отца - капельмейстера и антрепренёра. Систематического музыкального  образования не получил, занимался у многих педагогов, в том числе у М. Гайдна, Г. И. Фоглера. Рано начал сочинять: в 14 лет написал оперу «Немая лесная девушка», которая была поставлена в ряде европейских театров. Работал как пианист и дирижёр в Бреславле (1804-06), Карлсруэ (1806-07), Штутгарте (1807-10), затем в Мангейме, Дармштадте, Франкфурте, Мюнхене, Берлине. В 1813-16 годах возглавлял оперный театр в Праге, пропагандировал немецкую оперу. Годы творческого становления Вебера совпали с периодом подъёма национального самосознания в Германии. Героико-патриотические идеи выражены в сборнике хоров «Лира и меч» (на слова Т. Кёрнера, 1814), кантате «Борьба и победа» (на слова И. Г. Вольбрюка, 1815).

Реклама

С 1817 года Вебер был руководителем и дирижёром оперного театра в Дрездене. Ведя борьбу против господства итальянской оперы, он организовал немецкую труппу и осуществил постановку опер В. А. Моцарта, «Фиделио» Л. ван Бетховена, а также ряда французских опер. В дрезденский период Вебер создал свои лучшие произведения: музыку к пьесе «Прециоза» П. А. Вольфа (1820), оперу «Вольный стрелок» (работал над ней в 1817-21), Концертштюк для фортепиано с оркестром (1821), оперы «Эврианта» (1822-23) и «Оберон» (1826).

Вебер - один из основоположников музыкального  романтизма, создатель немецкого романтичного музыкального  театра. «Вольный стрелок» (либретто Ф. Кинда по одноимённой новелле И. А. Апеля; постановка 1821, Берлин) - произведение наиболее новаторское и цельное по драматургическому замыслу. Сюжет основан на типично романтичных мотивах: искупление злодеяния жертвенной любовью, вмешательство в интригу инфернальных сил и др. Избрав традиционный немецкий жанр зингшпиля, Вебер стремился преодолеть характерную для него разорванность драматургии чисто музыкальными  средствами: драматургия тембров, использование лейтмотивов, тяготение всего музыкального  материала к двум контрастным интонационным сферам - условно бытовой (элементы немецкого и чешского фольклора, бытовые жанры) и фантастической (использование резкодиссонирующих звукосочетаний, необычных для того времени модуляций). В «Эврианте» (либретто Х. Шези по французской легенде 13 века; постановка 1823, Вена) Вебер стремился к воплощению национально-героической идеи средствами так называемой большой оперы. Эффекту сквозного развития способствуют симфонизация музыкального  материала, особая пластичность речитатива, преобладание развёрнутых форм - ансамблей, дуэтов, хоров. Здесь более последовательно проведён лейтмотивный принцип, предвосхищающий достижения Р. Вагнера. Последняя опера Вебера - «Оберон» (либретто Дж. Р. Планше по поэме К. М. Виланда, постановка 1826, Лондон) - возвращение к жанру зингшпиля. Здесь композитор открыл новую сферу сказочно-фантастической образности, одновременно отдавая дань романтичной любви к экзотике (в ряде ориентально окрашенных комедийных сцен использованы подлинные турецкие и арабские мелодии). Среди других опер Вебера наибольшей известностью пользуются комические «Абу Гасан» (постановка 1811, Мюнхен) и «Три Пинто» (создана 1820-21, завершена Г. Малером, постановка 1888, Лейпциг).

Наследие Вебера включает также музыку для драматического театра, мессы, кантаты, хоры и песни, большое количество инструментальных произведений. Будучи блестящим пианистом-виртуозом, Вебер в своих фортепианных сонатах, полонезах, вариациях утвердил эффектный концертный стиль. Его наиболее выдающиеся произведения отличаются и оригинальностью формы; например, «Приглашение к танцу» (1819) - программная фортепианная пьеса, раскрывающая разнообразные выразительные возможности жанра вальса. Красочный, рассчитанный на непосредственное эмоциональное воздействие стиль отличает и произведения для кларнета, фагота, валторны, гитары и других инструментов.

Подобно многим композиторам-романтикам, Вебер обладал незаурядным литературным талантом. Его меткие критические статьи и рецензии на события музыкальной  жизни Германии, а также фрагменты неоконченного романа «Жизнь музыканта» представляют значительный исторический и художественный интерес.

Соч.: Kunstansichten: ausgew ählte Schriften / Hrsg. К. Laux. 2. Aufl. Lpz., 1975; Writings on music / Ed. J. Warrack. Camb., 1981.

Лит.: Hellinghaus О. С. М. von Weber: seine Pers önlichkeit in seinen Briefen und Tageb üchern und in Aufzeichnungen seiner Zeitgenossen. Freiburg, 1924; Коломийцев В. К. М. фон Вебер. Л., 1927; Kapp J. С. М. von Weber. В., 1944; Dünnebeil Н. Schrifttum  über С . М. von Weber. В., 1957; С. М. von Weber in seinen Schriften und in zeitgen össischen Dokumenten / Hrsg. М. Нürlimann. Z., 1973; Leinert М. С. М. von Weber in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamb., 1978; Кенигсберг А. К. К. М. Вебер. 2-е изд. Л., 1981; Zschacke G. С. М. von Weber: Romantiker im Aufbruch. Lübeck, 1985; Нöcker К. Oberons Horn: das Leben von С. М. von Weber. В., 1986; Laux К. С. М. von Weber. Lpz., 1986; Warrack J. С. М. von Weber. Lpz., 1986; Weber: jenseits des «Freisch ütz»: Eutin, 1986; Weber und der Gedanke der Nationaloper. Dresden, 1986; Hartwig D. С. М. von Weber. Lpz., 1989; Henderson А. and D. С. М. von Weber: а guide to research. N. Y., 1990; Weberiana. Mitteilungen der Internationalen Carl-Maria-von-Weber Gesellschaft. В., 1992-; Jähns F. W. С. М. von Weber in seinen Werken. В., 1967; Bartlitz Е. С. М. von Weber: Autographen-Verzeichnis. В., 1986.