Вeбер Макс

Вeбер (Weber) МаксВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (21.4.1864, Эрфурт - 14.6.1920, Мюнхен), немецкий социолог, историк, экономист. Старший брат А. Вебера. Родился в семье чиновника, впоследствии депутата рейхстага от Национал-либеральной партии.

Изучал право, философию и экономику в Гейдельбергском (1882-1884), Берлинском (1884-85) и Гёттингенском (1885-1886) университетах. В 1889 и 1892 годах защитил диссертации по истории права. В начале 1890-х годов проводил эмпирические исследования положения сельскохозяйственных  рабочих на востоке Германии. Преподавал национальную экономию в Берлинском (1893), Фрайбургском (1894-97; профессор с 1894), Гейдельбергском (1897-1903) университетах. В 1903 году по болезни вышел на пенсию с присвоением звания почётного ординарного профессора. В дальнейшем (до 1918) проживал в Гейдельберге, путешествовал по Европе и США, занимался исследовательской деятельностью. С 1904 года издавал (совместно с В. Зомбартом и Э. Яффе) журнал «Архив социальной науки и социальной политики» («Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik»). В 1909 году стал одним из основателей Немецкого социологического общества, но вышел из него в 1912 году. После окончания 1-й мировой войны выступал за проведение демократических реформ и превращение Германии в парламентскую республику. В 1918 году был одним из основателей Немецкой демократической партии. В 1918 году читал лекции в Венском, в 1919-20 годах Мюнхенском университетах, был экспертом германской делегации на Парижской мирной конференции. Будучи политически весьма пристрастным человеком, Вебер настаивал на том, что наука не должна вторгаться в политику и наоборот.

Реклама

Вебера отличали энциклопедическая образованность и широта научных интересов. Начав исследования с разработки конкретных вопросов экономической и правовой истории античности, Средневековья и Нового времени, он перешёл к широким обобщениям и анализу проблем теории и методологии научного познания. В современной науке Вебер рассматривается, наряду с К. Марксом и Э. Дюркгеймом, как один из классиков социологии. Он синтезировал отдельные положения неокантианства, позитивизма и других течений философской мысли, ставшие теоретико-методологической основой предложенной им концепции социологического познания (понимающей социологии). В качестве основного методологического инструмента исследования в социальных науках Вебер предложил использовать идеальный тип - теоретическую модель, служащую своего рода эталоном, с которым сопоставляются реальные явления. Проводил различие между историческими и социологическими идеальными типами. Вебер - создатель типологии действия социального, включающего целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действия, которая позволяет, с его точки зрения, описывать многообразные формы человеческого поведения.

Вебер считал, что в западном обществе по мере исторического развития получили распространение рациональные формы социального действия, и попытался раскрыть причины этого феномена. Согласно Веберу, процесс рационализации распространился на все сферы жизни: экономику, политику, право и др. В сфере экономики он выражался в постепенном вытеснении традиционных форм ведения хозяйства промышленным капитализмом, который предполагал рациональную организацию формально свободного труда. Распространению «духа» капитализма, по Веберу, дала толчок Реформация, которая привела к возникновению протестантской хозяйственной этики, в наибольшей степени способствовавшей становлению экономической системы капитализма. Вебер проанализировал изменения мотивации повседневного экономического поведения последователей различных протестантских вероучений. Рассматривая религии стран Востока (индуизм, буддизм, конфуцианство), Вебер указал на те их элементы, которые препятствовали развитию капиталистических отношений. Для конфуцианства, по его мнению, характерна установка на безоговорочное принятие существующих традиций и социальных отношений, а для индуизма и буддизма - ориентация на уклонение от активной деятельности. По Веберу, лишь в христианстве, особенно в некоторых течениях протестантизма, прежде всего в кальвинизме, сформировалось стремление к активному преобразованию мира. В то же время, согласно Веберу, к 19 веку капитализм превратился в экономическую систему, обладавшую собственной логикой развития и уже не нуждавшуюся в опоре на какие-либо религиозные идеи. Вебер известен также историческим исследованием развития западного города: в античности город был прежде всего военно-политическим образованием, в средние века на первый план выдвинулись его хозяйственные функции, начало складываться сословие горожан с определёнными политическими правами.

Важнейшим вкладом Вебера в социологию политики стала разработанная им концепция легитимного господства. Вебер выделял три типа такого господства: традиционное, харизматическое и легальное. В условиях традиционного господства управленческий аппарат состоит из лиц, руководствующихся традицией и связанных с правителем узами личной преданности. Харизматическое господство предполагает наличие у последователей политического лидера веры в его необычайные личные качества. С переходом к легальному господству формируется рациональное бюрократическое управление, в основе которого лежит соблюдение формальных правил. Отводя центральную роль в системе легального господства управленческому аппарату (бюрократии), Вебер уделял особое внимание проблеме ограничения его власти и приходил к выводу, что наилучшие возможности для этого предоставляет парламентская демократия. Но основной функцией парламента являлся, по Веберу, отбор политиков, обладающих качествами лидера (смотри Харизма).

В социологии 20 века существовали различные интерпретации творчества Вебера. Свою оценку веберовских идей предлагали многие известные социальные мыслители: Р. Арон, Т. Парсонс, А. Шюц, теоретики франкфуртской школы неомарксизма. Споры вокруг теоретического наследия Вебера особенно оживились в 1970-е годы с началом так называемого веберовского ренессанса. С этого времени неовеберианство выдвинулось в число ведущих направлений социологической теории. В рамках данного направления предлагаются новые интерпретации теории Вебера, а также разрабатываются оригинальные концепции, основывающиеся на общих принципах веберовской социологии.

Соч.: Gesammelte Aufs ätze zur Wissenschaftslehre. 2. Aufl. Тüb., 1951; Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. 6. Aufl. Т üb., 1976-1978. Bd 1-3; Wirtschaft und Gesellschaft. 5. Aufl. Тüb., 1976. Bd 1-2; Избранные произведения. М., 1990; Избранное. Образ общества. М., 1994; К состоянию буржуазной демократии в России // Русский исторический журнал. 1998. № 1-2; Аграрная история Древнего мира. М., 2001; История хозяйства. Город. М., 2001; Основные социологические понятия // Теоретическая социология. Антология. М., 2002. Ч. 1; Политические работы, 1895-1919. М., 2003; Хозяйство и общество. Гл. II: Основные социологические категории хозяйствования // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М., 2004; Gesammelte Werke. В., 2004 (Electronic ressource).

Лит.: Bendix R. М. Weber: An intellectual portrait. L., 1979; Schluchter W. Die Entwicklung des okzidentalen Rationalismus. Т üb., 1979; М. Weber, rationality and modernity / Ed. by S. Lash, S. Whimster. L., 1987; Кустарев А. Начало русской революции: версия М. Вебера // Вопросы философии. 1990. № 8; Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991; Mommsen W. J. The political and social theory of М. Weber. Chi., 1992; Патрушев А. И. Расколдованный мир М. Вебера. М., 1992; Kalberg S. М. Weber’s comparative-historical sociology. Camb., 1994; Давыдов Ю. Н. М. Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М., 1998; Roth G., Schluchter W. М. Weber’s vision of history. Berk., 1998; Кеслер Д. М. Вебер // Немецкая социология. Отв. редактор Р. П. Шпаков. СПб., 2003; Шлюхтер В. Действие, порядок и культура: основные черты веберианской исследовательской программы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 2.

М. В. Масловский.