Вече

ВЕЧЕ, народное собрание у славянских народов. Лексема «вече» происходит из праславянского vëtjo («совет»), однако неизвестно, применялось ли это понятие для обозначения коллективных органов власти в догосударственную эпоху. Самое раннее упоминание (в форме в?ште) содержится в Супрасльской рукописи (Болгария, 10-11 века), где используется в словосочетании «в?ште творятъ», передающем значение греческого глагола «στασι?ζουσιν» («восстают»). Со 2-й половины 13 века слово «вече» встречается применительно к коллективным органам власти городов-коммун в Далмации (veће, vijeће), в позднем Средневековье - применительно к судебным собраниям в Польше (wiec).

В Древнерусском государстве в домонгольское время вечем (в?че) назывались политические собрания горожан, которые обозначались также другими терминами (например, «совет») или описательной конструкцией («кияне реша...»). С конца 10 - начала 11 века появляются летописные сообщения о собраниях в городах Древнерусского государства, прежде всего в Киеве и Новгороде (впервые вече упоминаются под 997 годом в «Повести временных лет» и под 1015 годом в Новгородской первой летописи младшего извода). Вече стали более частыми в 12 веке после распада Древнерусского государства (под 1175 в Лаврентьевской летописи имеется фраза, указывающая на то, что такие собрания уже стали обычным явлением: «Новгородци бо изначала, и Смолняне, и Кыяне, и Полочане, и вся власти якоже на думу на в?ча сходятся»). В 12 - 1-й трети 13 века вече фиксируются во многих центрах русских княжеств и земель. Среди их функций выделяются: избрание князей, посадников (в Новгороде - тысяцких, архиепископов, архимандритов Юрьева монастыря) и их изгнание, заключение «ряда» (договора) с князем, принятие решения об участии в войне городского ополчения (часто именуется в летописях «воями»). Решения вече старшего города в княжестве (земле) были обязательными для других городов («пригородов»). Чаще всего (хотя и не всегда) князья считались с волей вече. Однако вече не являлось постоянно действующим органом власти, не имело чётко определённых полномочий и регламента, собиралось, по-видимому, в экстраординарных ситуациях, не участвовало в непосредственном управлении. По вопросу о составе участников вече в историографии существуют различные мнения: все свободные жители земли (В. И. Сергеевич и другие сторонники «земско-вечевой» и «общинно-вечевой» теорий в 19 - начале 20 века; И. Я. Фроянов и его ученики во 2-й половине 20 – начале 21веков), свободные горожане (М. Ф. Владимирский-Буданов, А. Н. Насонов, М. Н. Тихомиров, Ю. А. Лимонов, П. В. Лукин и др.), только знать (В. Л. Янин, П. П. Толочко и др.). Высказывалось также мнение (В. Т. Пашуто, К. Цернак) о том, что вече именовались разные по типу собрания с различным составом участников. В рамках характерных для раннего Средневековья способов репрезентации и легитимации власти, системы взаимоотношений между властью, элитарными и рядовыми слоями населения вече было тесно связано с такими традиционными явлениями социальной жизни древнерусского общества, как пиры, праздничные церемонии, торжественные встречи и проводы князей, обмен дарами. Места собраний были разнообразны (площади перед соборами, рыночные площади, иногда даже открытое поле; в Киеве - главным образом на «великом» Ярославовом дворе и у Софийского собора; в Новгороде - на Ярославовом дворище и у Софийского собора; в Пскове - у Троицкого собора). Участники собирались на вече по звону специального вечевого колокола или созывались глашатаями.

Реклама

После монголо-татарского нашествия вече в городах Северо-Восточной Руси упоминается всё реже, в основном в связи с восстаниями против монголо-татар. По мере усиления княжеской власти значение городских собраний постепенно сошло на нет. Однако в источниках даже Московское восстание 1547 года названо «вече». В землях Южной, Юго-Западной и Западной Руси, оказавшихся в 14-15 веках под властью Великого княжества Литовского и Польши, традиционная система городского самоуправления, где главную роль играло вече, постепенно сменилась новой, основанной на немецком праве.

В Новгородской республике и Псковской республике вече стало верховным органом власти, принимавшим важнейшие решения и избиравшим всех высших должностных лиц. В этом качестве оно существовало там вплоть до присоединения этих земель к Русскому государству (соответственно в 1478 и 1510 годах, хотя существуют данные, что псковичи собирались на вече и после 1510 года). Кроме общегородского вече, в Новгороде и Пскове проходили вече отдельных территориальных единиц - концов и улиц.

В научной литературе «вечем» принято называть также средневековые «народные собрания» западных славян (лютичей, ободритов, поморских славян, лужичан, руян в Польше, Великоморавской державе и Чехии), к которым в источниках прилагаются различные латинские понятия (colloquia, consilia, placita, conciones и др.). Со славянским вече сопоставляются народные собрания древних германцев и скандинавский тинг (Х. Ловмяньский, К. Модзелевский).

Лит.: Сергеевич В. И. Вече и князь. Русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей. М., 1867; Владимирский Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. К., 1886. Вып. 1; Насонов А. Н. Князь и город в Ростово-Суздальской земле // Века. П., 1924. Вып. 1; Тихомиров М. Н. Древнерусские города. 2-е изд. М., 1956; Пашуто В. Т. Черты политического строя Древней Руси // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965; Zernack К. Die burgstädtischen Volksversammlungen bei den Ostund Westslaven. Wiesbaden, 1967; Янин В. Л. Проблемы социальной организации Новгородской республики // История СССР. 1970. № 1; Lowmiaùski Н. Poczаtki Polski. Warsz., 1970. Т. 4; Russocki St. Wiec // Slownik starozytnosci slowiahskich. Wroclaw, 1977. Т. 6; Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980; Boron Р. Slowiahskie wiece plemienne. Katowice, 1999; Bak J. М., Lukin Р. Consensus and assemblies in early medieval Central and Eastern Europe // Political assemblies in the earlier Middle Ages. Turnhout, 2003; Granberg J. Veche in the chronicles of medieval Rus: а study of functions and terminology. Göteborg, 2004; Modzelewski К. Barbarzynska Europa. Warsz., 2004; Лукин П. В. Вече, «племенные» собрания и «люди градские» в начальном русском летописании // Средневековая Русь. М., 2004. Вып. 4.

П. В. Лукин.