Веласкес Родри­гес

ВЕЛАСКЕС (Velazquez, Velasquez), Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5.6.1599, Севилья - 6.8.1660, Мадрид), испанский живописец. Происходил из семьи небогатого идальго португальского происхождения. Учился в Севилье (1611-17 ) сначала у Ф. Эрреры Старшего, затем у Ф. Пачеко, на дочери которого женился. Придворный художник короля Филиппа IV (с 1623), гофмаршал (1652), рыцарь ордена Сантьяго (1659), член римской академии Святого Луки и Конгрегации виртуозов Пантеона (1650). Веласкес писал картины преимущественно на мифологические, исторические и бытовые сюжеты, а также портреты. Испанский рыцарский идеал благородной личности, родственный стоицизму, наложил отпечаток на трактовку Веласкесом образа человека. Раннее творчество Веласкеса близко так называемой севильской школе («Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид). Ряд ранних полотен («Завтрак», около 1617-18, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Водонос», около 1620, Апсли-хаус, Лондон) относится к жанру бодегонес и выполнен в традиции караваджизма с контрастной светотенью «погребного» освещения, натуралистической достоверностью деталей и простонародностью типажей, близких персонажам плутовского романа. Подобно М. да Караваджо, Веласкес предпочитал жанровую интерпретацию евангельских сюжетов («Христос у Марфы и Марии», около 1618, Национальная галерея, Лондон).

Реклама

Веласкес (Velazquez, Velasquez), Родри­гесПереехав в Мадрид, Веласкес с 1623 года до конца жизни занимал различные придворные должности; в его обязанности входили, наряду с портретированием королевской семьи и пополнением собрания живописи, организация церемоний, надзор за убранством дворцов и королевским гардеробом. Кисти Веласкеса принадлежит около 30 изображений Филиппа IV, многочисленные портреты инфант и наследников, сановников. Портреты Веласкеса лаконичны; как правило, это фигура в спокойной позе на нейтральном фоне; его персонажи замкнуты и сдержанны в соответствии с придворным этикетом. Благородство неизменно присутствует в характере любого героя Веласкеса, будь то надменный поэт Л. де Гонгора-и-Арготе (1622, Музей изящных искусств, Бостон), хитрый царедворец первый министр Г. де Оливарес (до 1643, Эрмитаж), изящная «Дама с веером» (около 1648, коллекция Уоллес, Лондон), Филипп IV в военном костюме («Ла Фрага», 1644, собрание Фрик, Нью-Йорк). В 1630-50-х годах Веласкес создал серию портретов придворных шутов и карликов - «труанес» (так называемый «Дон Антонио-англичанин», «Дон Хуан Австрийский», начало 1650-х годов, оба - в Прадо). При всей точности характеристик трактовка образов овеяна благородной человечностью («Барбаросса», 1636-38; «Эль Примо», 1644; «Себастьяно дель Морра», около 1643-44; там же). К «труанес» примыкают парные картины «Менипп» и «Эзоп» (1639-1640, там же), представляющие античных сатириков в виде нищих бродяг, не утративших интеллектуальной содержательности и личного достоинства.

В 1628 году Веласкес встретился с П. П. Рубенсом, посетившим испанский двор, и по его совету отправился в Италию изучать живопись венецианской школы, влияние которой, наряду с воздействием фламандской школы, отразилось в необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты («Триумф Вакха», 1628-1629; «Кузница Вулкана», 1630, обе - в Прадо). Мифологические образы соединены в них с житейской достоверностью и окрашены оттенком иронии, сближающей эти полотна с современным художнику литературным бурлеском. Изображение обнажённого женского тела («Венера перед зеркалом», до 1651, Национальная галерея, Лондон), запрещённое инквизицией, оказалось возможным при дворе; мотивировкой служил мифологический сюжет. Иная трактовка обнажённой модели - в « Распятии» (1630-е годы, Прадо): гармоничное, не искажённое мукой тело страдающего Христа создаёт возвышенно-трагический образ.

По заказу Г. де Оливареса Веласкес работал над живописным убранством королевских загородных дворцов Буэн-Ретиро и Торре-де-ла-Парада. Он писал конные и охотничьи портреты Филиппа IV (начало 1630-х годов), наследника Бальтасара Карлоса (1634-35) и др. (все - в Прадо), в которых заметно влияние венецианской школы, особенно Тициана. Для Буэн-Ретиро выполнена и картина «Сдача Бреды» («Копья», 1634-35, Прадо) - одно из наиболее значительных произведений батального жанра. В центре - исполненные достоинства победитель и побеждённый, испанский и голландский полководцы; по сторонам - отряды с лесом копий и алебард, образующие сложный ритм композиции; в глубине - вид Бреды, напоминающий нидерландский «космический пейзаж». Веласкес связывает пространственные планы холодным колоритом, создавая новое цветовое единство, неведомое его предшественникам. Добиваясь тонких тоновых градаций, он пишет световоздушную среду цветом, обогащённым валёрами; это делает Веласкеса одним из самых выдающихся колористов в мировой живописи. Разрабатывая проблему передачи световоздушной среды, Веласкес во время одной из своих поездок в Италию написал с натуры виды сада виллы Медичи (в полдень и вечером; оба - в Прадо), предвосхитив пленэрную живопись 19 века.

Д. Веласкес. Портрет папы Иннокентия Х. 1650. Галерея Дориа-Памфили (Рим).В 1649-51 годах Веласкес вторично посетил Италию с целью пополнения королевского собрания картинами художников венецианской школы. В Риме он написал портрет папы Иннокентия Х (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), который отличается точностью передачи облика модели и глубоким психологизмом; этот «слишком правдивый», по выражению папы, портрет является одним из высших достижений мировой портретной живописи. Подлинным артистизмом, изысканной живописностью и глубиной характеристик отличаются портреты Габсбургов 1650-х годов (королева Марианна Австрийская, около 1649, Прадо; инфанта Мария Тереза, 1651; инфанта Маргарита, 1656; инфант Филипп Просперо, 1659, все - Художественно-исторический музей, Вена). Особенно глубок и значителен образ Филиппа IV в пожилом возрасте (около 1654-57, Прадо; Национальная галерея, Лондон).

Итогом творческой пути Веласкеса стали картины «Менины» (1656) и «Пряхи» (1657, обе - в Прадо), в которых соединились жанры портрета, бытовой и мифологической картины. «Менины» - не только групповой портрет инфанты со свитой и автопортретом художника, но и многоплановая картина, представляющая испанский двор во всём многообразии и сложных взаимоотношениях его обитателей, основной темой которой является утверждение искусства как благородного занятия.

Основа творчества Веласкеса, как и его великих современников - М. де Сервантеса и П. Кальдерона де ла Барки - сложившийся на почве барокко реализм, для которого характерно сопоставление высокого и низкого, реального и идеального, мифа и действительности. Веласкес - непревзойдённый мастер как лаконического психологического портрета, так и многоплановой картины с перекликающимися разного рода вставными изображениями (картина в картине, зеркало, окно, дверной проём) и деталей, обогащающих композиционно-смысловую структуру произведения. Равновеликих учеников у Веласкеса не было, его достойным преемником в живописи стал Ф. Гойя.

Лит.: Lôpez-Rey J. Velasquez. А catalogue raisonne of his work. L., 1963; Camon Aznar J. Velasquez. Madrid, 1964. Vol. 1-2; Кеменов В. С. Картины Веласкеса. М., 1969; Лазарев В. Н. Веласкес портретист // Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974; Знамеровская Т. П. Веласкес. М., 1978; Brown J. Velâsquez. Painter and courtier. New Haven; L., 1986; Якимович А. К. Художник и дворец: Д. Веласкес. М., 1989; Orso S.N. Velazquez, Los Borrachos, and painting at the Court of Philip IV. Camb.; N. Y., 1993; Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М., 1997; Каптерева Т. П. Веласкес. М., 2004.

А. М. Муратов.