Венецианов Алексей Гаврилович
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович [7(18).2.1780, Москва - 4(16).12.1847, село Поддубье Тверской губернии], российский живописец, рисовальщик, гравёр и педагог. Сын купца греческого происхождения. Учился в Московском частном пансионе, в 1802 году переехал в Санкт-Петербург, где служил чиновником, одновременно копировал картины старых мастеров в Эрмитаже и работал под руководством В. Л. Боровиковского. В ранний период писал преимущественно лирические и интимные портреты (масло и пастель) в духе сентиментализма и предромантизма: матери художника, А. Л. Венециановой (1801), «Молодой человек в испанском костюме» (1804), А. И. Бибикова (около 1805 и между 1807 и 1809; все - в ГРМ). За «Автопортрет» (1811, там же) получил звание «назначенного», за классицистический «Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств» (1811, там же) - академика петербургской Академии Художеств. Издал «Журнал карикатур на 1808 год в лицах» (исполнил для него несколько офортов) - первый в России иллюстрированный юмористический листок, вскоре запрещённый цензурой. Одновременно сделал много рисунков на бытовые темы («На Сенном рынке», «Гулянье» и др.; ГРМ и ГТГ). Во время Отечественной войны 1812 года вместе с И. И. Теребенёвым и И. А. Ивановым издавал сатирические листки в лубочной манере, используя технику офорта («Французский парикмахер», «Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы»). Одним из первых в России обратился к литографии, выполнил серию исторических портретов (Петра I, Ермака и др., 1816-19).
Реклама
Под влиянием увиденной в 1819 году на выставке картины Ф. М. Гране «Внутренний вид хора в церкви капуцинского монастыря...» Венецианов пришёл к убеждению, что главным и единственным учителем художника является натура. В том же году он оставил службу и переехал в своё имение Сафонково близ Твери, посвятив себя живописи и преподаванию. Картина «Гумно» (1821-22, ГРМ) открывает период зрелого творчества Венецианова: он пишет своих крепостных, сцены крестьянской жизни в интерьере и пейзаже, неизменно наполненные тёплым золотистым светом. «Утро помещицы» (1823, ГРМ) передаёт атмосферу патриархального уклада имения; в буколических картинах «Спящий пастушок» (между 1823 и 1826, ГРМ), «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» (обе до 1827, ГТГ), «Жнецы» (2-я половина 1820-х годов, ГРМ) Венецианов выступил не только как жанрист, но и как талантливый пейзажист, одним из первых воспевший русскую природу. Произведения Венецианова отличает созерцательность, бесконфликтность; жанровые сцены идилличны, не лишены мифологических аллюзий; его идеализированные селяне празднично-красивы, одухотворены, исполнены достоинства. Следуя традиции сентиментализма, живопись Венецианова своеобразно преломляет тенденции бидермайера и закладывает основы поэтического реализма в отечественном искусстве. Венецианов писал также образа для церквей, создал несколько мифологических и исторических композиций («Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга», 1838, ГТГ, и др.).
Значительна роль Венецианова как педагога. С 1818 года он член «Вольного общества учреждения училищ взаимного обучения» - легальной организации декабристов. Венецианов бесплатно учил всех желающих, противопоставив свой натурный метод академической традиции, и воспитал около 70 живописцев, так называемых венециановцев. Творчество Венецианова вдохновляло художников разных школ 19-20 веков (3. Е. Серебрякову, К. С. Петрова-Водкина, В. И. Сидорова и др.).
Лит.: Савинов А. Н. А. Г. Венецианов. Жизнь и творчество. М., 1955; А. Г. Венецианов: Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980; А. Г. Венецианов. 1780-1847. (Кат. выставки). Л., 1983.
А. М. Муратов.