Венецианская школа в музыке

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА в музыке,

1) композиторская школа, сложившаяся в Венеции в 16 - начале 17 века. Преемница нидерландской школы, её основоположник - А. Вилларт, наиболее яркий представитель - Дж. Габриели. Преобладали жанры церковной музыки (мессы, мотеты, псалмы). Монументально-декоративный хоровой стиль создан в расчёте на уникальную акустику собора Святого Марка - центра венецианской школы в 16 веке. Музыке свойственны красочность, пышность, при преобладающем полифоническом складе - аккордово-гармоническое полнозвучие, контрасты звуковых масс: тутти хора и голосов солистов, вокально-инструментального и чисто вокального звучания; культивировались многохорность (вплоть до 4 пространственно разделённых хоров), в жанре мадригала (у К. де Pope и Н. Вичентино) - хроматика. Образцы инструментальной музыки - многоголосные канцоны А. Вилларта, А. Габриели, Б. Донато, К. Меруло. Значительны достижения в области органного исполнительства и композиторского творчества (ричеркары Меруло, А. и Дж. Габриели). Воздействие венецианской школы испытали композиторы других стран (словенец Я. Галлус, немцы Х. Л. фон Хаслер, И. и М. Преториусы, Г. Шютц). С венецианской школой связана деятельность крупнейшего музыкального  теоретика 16 века - Дж. Царлино.

Реклама

2) Оперная школа, сложившаяся в Венеции в 17-18 веках. Оперы венецианской школы отличают демократизм, ориентация на широкую публику (венецианские оперные театры были изначально общедоступны), значительный удельный вес исторических сюжетов. Основоположник - К. Монтеверди, среди представителей - Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци (их оперы - яркие образцы стиля барокко), А.Вивальди, А. Кальдара (как и Чести, работал также в Вене), Ф. Гаспарини, Б. Галуппи (прославился в жанре комической оперы). Многие представители венецианской школы (Легренци, Вивальди, Т. Альбинони, А. и Б. Марчелло) внесли весомый вклад в историю европейского инструментализма (в частности, в историю жанров сонаты и концерта).

Лит.: Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1987. Вып. 2: Опера в XVII веке в Италии, Франции, Германии и Англии; Дубровская Т. Н. Музыка эпохи Возрождения, XVI в. М., 1996. (История полифонии. Вып. 2-Б); Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI - 1-я половина XVIII в.). М., 1997.