Вьеннский собор

ВЬЕННСКИЙ СОБОР (октябрь 1311 - май 1312), собор католической церкви (в католической традиции - 15-й Вселенский собор); был созван папой Римским Климентом V под давлением короля Франции Филиппа IV Красивого. Целью созыва собора (булла «Regnans in coelis», 12.8.1308) было рассмотрение обвинений против ордена тамплиеров, обсуждение вопроса о защите христианских святынь в Святой земле, путей церковной реформы и позиции Церкви в отношении францисканцев-спиритуалов. В работе собора участвовало около 300 прелатов (в том числе католические патриархи Александрийский и Антиохийский). Заседания проходили в городе Вьен (историческое название Вьенн).

В отношении ордена тамплиеров в ходе работы собора было принято компромиссное решение, устраивавшее как папскую курию, так и французский королевский двор, об упразднении ордена без обвинения и отмене его устава (это решение было утверждено буллой «Vox in excelso», обнародована 3.4.1312). Имущество ордена (кроме находившегося в Кастилии, Арагоне, на Майорке) было передано в вечное владение иоаннитам для защиты Святой земли. Во Франции надзор за имуществом тамплиеров передавался королю. Решения по делам отдельных членов ордена должны были вынести либо сам папа Римский, либо провинциальные соборы.

Реклама

Кроме решения вопроса об ордене тамплиеров, Вьеннский собор был принят ряд догматических, дисциплинарных, административных определений. Конституцией «Ad nostrum qui» (6.5.1312) был наложен запрет на существование и деятельность общин и братств бегинок и бегардов; собор выступил против взглядов францисканцев-спиритуалов, основывавшихся на учении Иоахима Флорского, относительно бедности церкви. Вьеннский собор принял решение о подтверждении легитимности отречения папы Римского Целестина V (июль - декабрь 1294) и выборов Бонифация VIII, сняв с последнего все обвинения в ереси. Собором был принят проект Раймунда Луллия о создании при римской курии и крупнейших европейских университетах (Болонья, Париж, Оксфорд, Саламанка, Авиньон) особых «восточных кафедр», на которых бы изучались еврейский, арабский, халдейский (сирийский) языки в целях подготовки миссионеров. Вьеннским собором был одобрен Праздник Тела Господня, введённый папой Римским Урбаном IV (1261-64). Особых решений по вопросам реформы Церкви Вьеннским собором принято не было. В качестве официальных учения католической церкви собором была принята концепция Фомы Аквинского о душе - не просто «двигателе» тела, но его субстанциальной форме (forma corporis per se et essentialiter). Собор поддержал идею нового крестового похода в Святую землю, однако позднее ни один из европейских государей своего обещания участия в походе или его поддержки не выполнил.

Лит.: Мüller Е. Das Konzil von Wienne, 1311-1312: Seine Quellen und seine Geschichte. Мünster, 1933; Wetzel L. Le concile de Vienne (1311-1312) et l’abolition de l’Ordre du Temple. Р., 1993.