Веронезе Паоло
ВЕРОНЕЗЕ (Veronese; настоящая фамилия Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона - 19.4.1588, Венеция), итальянский живописец. Сын каменщика Габриеле ди Пьеро Кальяри. Учился в Вероне у А. Бадиле. Творческое формирование Веронезе относится к 1540-м годам, когда он работал в Вероне и Мантуе; уже здесь начали складываться принципы его живописной системы, основанные на гармонии чистых тонов, как бы пронизанных светом и объединённых лёгкими, прозрачными тенями. Знакомство с росписями Дж. Романо и А. Мантеньи помогло Веронезе овладеть сложным языком эффектных ракурсов, которые он виртуозно использовал уже в первой своей значительной работе - росписях виллы Соранца (1551).
В 1553 году художник был приглашён в Венецию для росписи плафонов заново отделанного зала Совета Десяти во Дворце дожей. В этих работах, как и в исполненном им живописном убранстве монастырской церкви Сан-Себастьяно (1555 - середина 1560-х годов), Веронезе предстаёт уже во всём блеске своего дарования: построенные на больших цветовых пятнах, сложных ракурсах, его многофигурные композиции преображают обширные помещения своим декоративным великолепием. Уже в середине 1550-х годов Веронезе становится, наряду с Тицианом и Тинторетто, одним из ведущих мастеров венецианской школы.
Реклама
Он был единственным итальянским художником своего поколения, в полной мере сохранившим присущую искусству Возрождения целостность и радостное восприятие мира, чувство его красоты, полноты жизненных сил. Самым значительным монументально-живописным ансамблем Веронезе являются фрески виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, близ Виченцы (начало 1560-х годов): роспись стен и плафонов преображает архитектуру А. Палладио с её классической чистотой форм, вовлекая зрителей в театрализованное зрелище, в котором участвуют члены семьи Барбаро, аллегорические персонажи и античные боги; в ней соединяются миф и реальность, правда искусства и иллюзия. Праздничная театрализация свойственна и композициям Веронезе на религиозные и исторические темы конца 1550-х - начала 1570-х годов: действие разворачивается на просцениуме, подобно фризу, на фоне пейзажа или архитектуры; великолепие одежд, доспехов, выразительность жестов, декоративность упругого, волнообразного ритма, сплетающего воедино все фигуры, придают этим картинам характер праздничных триумфов («Семейство Дария перед Александром Македонским», около 1565-70, Национальная галерея, Лондон; цикл композиций, написанный для венецианской семьи Куччина, - «Мадонна семьи Куччина», «Поклонение волхвов» и др., 1571-73, Картинная галерея, Дрезден).
Отдельную линию в творчестве Веронезе 1560-70-х годов представляют его «Пиры», сцены евангельских трапез - от «Встречи в Эммаусе» до «Пира в доме Симона-фарисея» (около 1570, Национальный музей, Версаль, и др.) и «Пира в доме Левин» (1573, Галерея Академии, Венеция; первоначально - «Тайная вечеря», название изменено самим Веронезе после допроса в инквизиции, посчитавшей слишком светской трактовку темы). Главным мотивом этих монументальных полотен, организующим всю композицию и пространство действия, вносящим торжественность и зрелищность, становится архитектурная декорация. Одно из самых эффектных и масштабных решений этой темы – полотно «Брак в Кане» (1562-63, Лувр, Париж), настоящий апофеоз венецианского праздничного ритуала, участниками которого являются свыше 100 персонажей; изображённые в центре Мария и Христос почти теряются в красочной толпе патрициев, слуг, зрителей (предполагается, что под видом 4 музыкантов на первом плане изображены сам Веронезе, Тициан, Тинторетто и Я. Бассано).
С середины 1570-х годов большое место в творчестве Веронезе занимают аллегорические и мифологические композиции, в которых декоративная изысканность соединяется с несвойственными ранее Веронезе поэтическими камерными интонациями («Венера и Марс», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Венера и Адонис», Прадо, Мадрид, обе около 1576-1584; «Похищение Европы», около 1578-1580, Дворец дожей). В религиозных композициях («Поклонение волхвов», около 1578-1581, церковь Санта-Корона, Виченца; «Распятие», около 1576, церковь Сан-Ладзаро-деи-Мендиканти, Венеция) действие разворачивается на фоне сумрачного вечернего неба, яркие вспышки золотистых, красных, синих тонов одежд приобретают драматическую напряжённость; порой художник предпочитает простые крупнофигурные композиции («Оплакивание Христа», около 1576-82, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.). К эффектной зрелищности своих более ранних работ Веронезе возвращается в своей последней монументальной работе - плафоне «Апофеоз Венеции» для зала Большого совета Дворца дожей (до 1585); большая часть плафона исполнена помощниками и учениками Веронезе, среди которых были его брат Бенедетто Кальяри (около 1535 или 1536-98) и сыновья Габриеле Антонио Веронезе (1568-1631) и Карло Веронезе (1570-96).
Лит.: Антонова И. А. Веронезе. М., 1957; Фомичева Т.Д. Веронезе. М., 1973; Cocke R. Veronese. L., 1980; Pallucchini R. Veronese. Mil., 1984; The art of Р. Veronese. (Cat.). Wash., 1988; Nuovi studi su Р. Veronese / Ed. М. Gemin. Venezia, 1990; Pedrocco F., Pignatti Т. Veronese: catalogo completo dei dipinti. Firenze, 1995.
И. А. Смирнова.