Вертеп

ВЕРТЕП (старославянский врътъпъ - пещера, сад), разновидность кукольного театра у ряда славянских народов Восточной Европы. Представление разыгрывается в специальном ящике -«вертепе» при помощи стержневых кукол. С 16-17 веков известен в Польше (шопка, яселка), на Украине (вертеп, бетлегем - от «Вифлеем»; шопка, раёк), в 18-19 веках распространился в Белоруссии (батлейка, яселка) и России. На Украине традиция существовала в нескольких локальных вариантах, в России - в западнорусском и сибирском. Представления, основные сюжеты которых связаны с Рождеством Христовым, разыгрывались на рождественские Святки, но иногда продолжались до Великого поста, бывали также на осенних ярмарках (например, на Нижегородской). Истоки вертепа - средневековые западноевропейские рождественские мистерии, устная драма о царе Ироде, а также символические изображения рождественской пещеры с помощью неподвижных кукол (с 9 века известны в Италии, с 14 века - в Польше).

Вертеп Переносной театр-ящик сооружали по образу дома, храма или католического складного алтаря; наряду с бутафорией (имитация иконостаса в росписи задника, трон царя Ирода, кукольная колокольня и др.) в вертепе иногда устанавливались иконы. Вертепный ящик был, как правило, двухъярусным. Верхний ярус ассоциировался с небом, востоком, раем, миром праведных, в котором живут Святое семейство, ангелы, пророки и где пастухи и волхвы поклоняются младенцу Христу; в нижнем ярусе, символизирующем земной мир, обитают многие персонажи: казак и шинкарка, цыган и цыганка, солдат, генерал, скоморох, мельник и др.

Реклама

Устойчивая черта вертепного представления - деление действия на религиозную часть, происходящую в верхнем ярусе вертепа, и комедийную - в нижнем (типична сцена суда над нечестивцем, например, Иродом, которого смерть и чёрт уводят в ад). 1-я часть сопровождалась обычно пением 3-голосных кантов на тексты известных духовных стихов (например, «Перестань рыдати, печальная Мати», «О Ироде преокаянный», «Слава буди в Вышних Богу», «Шедше трие цари ко Христу со дари»), рождественских колядок, устами Ангела пелся рождественский тропарь. Во 2-й части исполнялись различные народные песни и танцы в сопровождении инструментального ансамбля, в который входили (в разных сочетаниях) скрипка, сопилка (флейта), бубен, барабан, бандура. В 19 веке в украинском вертепе иногда участвовали небольшие оркестры; если представление вели 1-2 вертепника, то пел солист с бандурой. Первые достоверные записи текстов  восточнославянских вертепных драм относятся к концу 18 – началу 19 веков; музыкальный  материал вертепов начали записывать в 19 веке, наиболее подробная запись опубликована в 1929 году Е. Марковским.

На Украине и в России существовал также «живой вертеп», в котором спектакль разыгрывался не куклами, а людьми, причём строго соблюдался запрет на изображение артистами Христа и Богоматери (в качестве действующего лица выставлялась икона). В Закарпатье действие происходило вокруг ящика - «бетлегема» с неподвижными куклами.

С начала 1990-х годов делаются попытки оживления традиции, прерванной в начале 20 века. На Святки проходят фестивали вертепных театров в Москве (с 1992, «Рождественские семейные вечера»), Коломне (с 2001), Владимире (с 2002), Луцке (Украина, с 1998). «Живой вертеп» возрождает ансамбль «Сирин».

Лит.: Марковський Е. Укpaїнcький вертеп. Kиїв, 1929; Гусев В. Е. Взаимосвязь русской вертепной драмы с белорусской и украинской // Славянский фольклор. М., 1972; Архимович Л. Б. Старинный музыкальный театр Украины // Новые черты в русской литературе и искусстве XVII - начала XVIII в. М., 1976; Фрейденберг О. М. Семантика архитектуры вертепного театра // Декоративное искусство СССР. 1978. №2; Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конца XVIII - начала XIX в. 2-е изд. М., 1988; Русский фольклорный театр. М., 1988; Народный театр. М., 1991; Давидова М. Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре // Традиционная культура. М., 2002. №1.