Вертинский Александр Николаевич

Вертинский Александр НиколаевичВЕРТИНСКИЙ Александр Николаевич [9(21).3.1889, Киев - 21.5.1957, Ленинград; похоронен в Москве], русский артист эстрады, поэт, композитор. Отец М. А. и А. А. Вертинских. Учился в киевских гимназиях (до 1905). В 1912 году в журнале «Киевская неделя» опубликовал свои первые литературные произведения - рассказы, написанные в декадентской манере. В 1912 году приехал в Москву, где пробовал себя в разных творческих сферах. С 1913 года выступал в московских театрах миниатюр. Снимался в фильмах «Медовый месяц», «Чем люди живы» и др. Во время 1-й мировой войны некоторое время работал медбратом на санпоезде. В 1919 году Вертинский покинул Россию, жил и выступал в Турции, Румынии, Бессарабии, Польше, Австрии, Венгрии, Германии, Франции, США, Китае. В 1943 году вместе с семьёй вернулся в Россию. Много гастролировал, но критика о нём не писала, его песни не издавались. Снимался в кино: «Заговор обречённых» (1950; Государственная премия СССР, 1951, за роль Кардинала), «Анна на шее» (1954) и др.

Реклама

Вертинский одним из первых на русской эстраде сочетал в себе автора песенных текстов (используя чужие тексты - А. А. Ахматовой, А. А. Блока, Н. А. Тэффи и др., - нередко вносил в них изменения), сочинителя мелодий и исполнителя, который восхищал зрителей неповторимо индивидуальной интонацией, пластикой, зрительно воссоздававшей персонажей его песен. В костюме Пьеро (белом, а позднее - чёрном) Вертинский пел о трагической судьбе обездоленных и убогих, рисовал завораживающие картины прекрасных экзотических стран. Песни Вертинского («ариетки») - маленькие стихотворные новеллы, отличающиеся жанрово-стилистическим разнообразием. Наряду с разновидностями романса - салонным («Пани Ирена», «Старомодный романс»), ироническим («Femme raffiné»), элегическим («Музыканты лета»), цыганским («В степи молдаванской»), жестоким («Вы стояли в театре, в углу, за кулисами») - создавал песенные танго («Палестинское танго», «Танго "Магнолия"»), баллады («Баллада о Седой Госпоже», «Степан Разин» на стихи М. И. Цветаевой), пародии («Тёплый грех»), автопародии («Обезьянка Чарли»), Особое место в творчестве Вертинского занимает песня «То, что я должен сказать» (1917), где звучат гражданские мотивы - обвинение власти в бессмысленной жестокости и осознание бессилия перед происходящим. Песни доэмигрантского периода отличает усложнённо-изысканная стилистика, сочетание экзотических мотивов с темой смерти; стиль эмигрантских песен проще и яснее, в них появляется интонация горькой иронии. Песни, созданные после возвращения на родину, пронизаны патриотизмом, настроением покаяния («Отчизна», «Перед ликом Родины», «Киев - Родина нежная» и др.). Автор автобиографических новелл, мемуаров «Четверть века без Родины» (частично опубликованы в 1962).

Жена Вертинского (с 1942) - Лидия Владимировна Вертинская (родилась 14.4.1923, Харбин), актриса, художница. Окончила Московский художественный институт имени В. И. Сурикова (1955). Снималась в кино: птица Феникс («Садко»), Анидаг («Королевство кривых зеркал»), Герцогиня («Дон Кихот»), колдунья («Новые похождения Кота в сапогах»). Как художница работала в области эстампа; излюбленная тема - лирический пейзаж.

Соч.: За кулисами: Песни, рассказы, заметки, интервью, письма, воспоминания. М., 1991; Дорогой длинною... М., 2004.

Лит.: Бабенко В. Г. Артист А. Вертинский: Материалы к биографии. Размышления. Свердловск, 1989; Бардадым В. П. А. Вертинский без грима. Краснодар, 1996; Вертинская Л. В. Синяя птица любви. М., 2004.

О. В. Шляховая.