Вертхаймер Макс

Вертхаймер (Wertheimer) МаксВЕРТХАЙМЕР (Wertheimer) Макс (15.4.1880, Прага - 12.10.1943, Нью-Рошелл, США), немецкий психолог, философ, один из основателей и идейный лидер гештальтпсихологии. Оставил мало сочинений, его влияние проявилось главным образом в работах сотрудников (В. Кёлера и К. Коффки) и учеников (Р. Арнхейма, К. Дункера и др.).

После обучения в университетах Праги, Берлина и Вюрцбурга (право, философия, психология, музыковедение) у Х. фон Эренфельса и О. Кюльпе защитил в 1905 году под руководством последнего диссертацию в области юридической психологии. В последующие годы, работая во Франкфурте-на-Майне и Берлине, провёл экспериментальные исследования восприятия кажущегося движения. Этот используемый в кинематографе эффект демонстрирует возникновение движения на базе предъявления статичных объектов (докторская диссертация, 1912). Согласно Вертхаймеру, восприятие движения, или «феноменальное целое», первично по отношению к восприятию элементов стимуляции, подобно тому, как категории пространства и времени в философии И. Канта первичны по отношению к любому локальному сенсорному акту. Положение о примате целого легло в основу гештальтпсихологии («Берлинская школа»), которую Вертхаймер возглавил вместе с В. Кёлером, К. Коффкой и неврологом К. Гольдштайном. В 1920-е годы в Берлине и Франкфурте-на-Майне (профессор университета, 1929) провёл ставшие классическими исследования восприятия формы, сформулировав ряд законов перцептивной организации. Использовал близкое знакомство с А. Эйнштейном для анализа психологии научного творчества, которое описал с когнитивных позиций как процесс изменения концептуальных структур (смотри Когнитивная психология).

Реклама

После эмиграции в США (1933) преподавал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк), занимался психологией творческого мышления, проблемами теории музыки, психотерапии и философии морали. В вопросах метаэтики занимал последовательно кантианские позиции. Отмечая инвариантный характер моральных норм и несводимость человеческих ценностей к «миру фактов», Вертхаймер трактовал категорический императив нравственной жизни как закон защиты человеческого достоинства, чем внёс вклад в создание гуманистической психологии.

Соч.: Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung // Zeitschrift für Psychologie. 1912. Bd 61; Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie. Erlangen, 1925; Продуктивное мышление. М., 1987; О гештальттеории // История психологии (10-е - 30-е годы. Период открытого кризиса): Тексты. 3-е изд. Екатеринбург, 1999.

Лит.: Brett King D. М. Wertheimer and gestalt theory. New Brunswick, 2005.

Б. М. Величковский.