Вертов Дзига
ВЕРТОВ Дзига, Денис Аркадьевич (псевдоним; настоящие имя и фамилия Давид Абелевич Кауфман) [21.12.1895(2.1.1896), Белосток - 12.2.1954, Москва], российский режиссёр, сценарист, теоретик кино. Один из основоположников мировой кинодокументалистики. Учился в Петроградском психоневрологическом институте и Московском университете. С 1918 года в отделе хроники Москинокомитета. Монтировал первый советский киножурнал «Кинонеделя» (1918-19). В годы Гражданской войны участвовал во фронтовых съёмках, руководил киновагонами и киноотделениями агитпоездов и агитпароходов. Фильмы «Годовщина революции» (1918, совместно с А. И. Савельевым), «Процесс Миронова» (1919), «Агитпоезд ВЦИК» (1921), «История Гражданской войны» (1922) и др. строились как информационно-событийные. Первые манифесты Вертова от имени созданной им группы «Киноки» - «Мы» (1922), «Киноки. Переворот» и «Новое течение в кинематографии» (оба 1923) - заложили основы теоретической концепции Вертова, которая в дальнейшем уточнялась и развивалась в его статьях и экранной практике. Суть теории составили две взаимосвязанные формулы - «Кино-Глаз» и «Кино-Правда»: глаз, вооружённый кинокамерой («Кино-Глаз»), должен не имитировать обыденное зрение, а с помощью различных приёмов съёмки, монтажа, общей композиции фильма проникать в смысл фактов, воссоздавая тем самым правду на экране («Кино-Правду»).
Реклама
Вертов уже в первых новаторских работах - киножурнале «Кино-Правда» (23 выпуска, 1922-25) и фильме «Кино-Глаз» (серебряная медаль Парижской всемирной выставки, 1925) - стремился к слиянию факта с образом, документа с искусством, к значительным художественным обобщениям. В фильмах «Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира» (оба 1926) революционный пафос передан в динамике художественно-выразительных кадров и поэтическом строе титров. В фильме «Одиннадцатый» (1928) словесный комментарий вытеснен монтажом. «Человек с киноаппаратом» (1929) - виртуозный эксперимент в области «кинописи»: музыкально-поэтический рассказ о летнем дне города опирается на пластическое совершенство изображения и монтажные ассоциации, становясь «внутренним монологом» лирического героя. Разгромленный в СССР за «формализм», фильм имел широкий международный резонанс. В «Симфонии Донбасса» («Энтузиазм», 1930) Вертов впервые в отечественном документальном кино использовал звук, реализовал важнейшее теоретическое положение о «синхронной съёмке» (не просто технологическом совмещении звука и изображения, но адекватности произносимого текста мыслям, чувствам, внутреннему состоянию персонажа). И в этих, и в следующих фильмах Вертов («Три песни о Ленине», 1934; «Колыбельная», 1937), запечатлевших определённые исторические отрезки жизни страны, разнообразные пластические, поэтически-музыкальные, ритмические и иные художественные решения направлены на «расшифровку действительности». В последние 10 лет жизни Вертов лишь время от времени монтировал отдельные номера киножурнала «Новости дня», не получая права на съёмки. Творчество Вертова оказало значительное влияние на отечественную и мировую кинодокументалистику 2-й половины 20 века. Среди других фильмов: «Серго Орджоникидзе» (1937, совместно с Я. М. Блиохом), «Три героини» (1938), «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Тебе, фронт» (1943), «В горах Алатау» и «Клятва молодых» (оба 1944).
Соч.: Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966; «Три песни о Ленине». М., 1972; Из наследия. М., 2004. Т. 1: Драматургические опыты.
Лит.: Абрамов Н И. Д. Вертов. М., 1962; Sadoul G. D. Vertov. Р., 1971; Д. Вертов в воспоминаниях современников. М., 1976; Рошаль Л. Д. Вертов. М., 1982.
Л. М. Рошаль.