Вестрис Огюст
ВЕСТРИС (Vestris) Огюст (настоящее имя Мари Жан Огюстен) (27.3.1760, Париж - 5.12.1842, там же), французский танцовщик. Сын и ученик Г. Вестриса. Начав выступать в 12 лет, вскоре получил известность (в частности, в партии Амура в балете «Эндимион», созданном для Вестриса отцом в 1773). Выступал при королевском дворе, с 1775 года в Королевской академии музыки. С успехом участвовал в балетных сценах в операх Ф. Госсека - «Сабин», «Филемон и Бавкида». В 16 лет удостоен звания солиста, в 18 - первого танцовщика. Выступал в балетах, пасторалях Ж. Ж. Новерра - «Безделушки» В. А. Моцарта, «Адель де Понтье» Й. Старцера, «Медея и Язон» Ж. Ж. Родольфа, и др. Обладая виртуозной техникой и темпераментом, являлся, по определению Новерра, «самым удивительным танцовщиком Европы», унаследовав от отца прозвище «бог танца». В 1794-1816 годах исполнитель главных партий в балетах П. Гарделя - «Психея» и «Телемак на острове Калипсо» Э. Миллера, «Танцемания» Э. Н. Мегюля, «Павел и Виргиния» Р. Крейцера, и др. Гастролировал в Лондоне в 1780-81 (вместе с отцом), в 1788-1793 (с Новерром). Усвоив уроки отца, но, не обладая его внешними данными (высоким ростом и величественной осанкой), Вестрис уделял особое внимание совершенствованию техники антраша, прыжков и особенно пируэтов. Созданный им виртуозный стиль, ломавший границы между «благородным» танцем и «полухарактерным», бывшим ранее уделом комических персонажей, предопределил всё дальнейшее развитие классического балета. В числе учеников Вестриса - Ш. Л. Дидло, Ж. Ж. Перро, А. Бурнонвиль, Ф. Эльслер, М. Тальони.
Лит.: Lifar S. А. Vestris, le dieu la danse. Р., 1950; Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. Эпоха Новерра. Л., 1981; Guest I. The ballet of the enlightment. L., 1996.
Е. Я. Суриц.