Ветка

ВЕТКА, город на юго-востоке Белоруссии, в Гомельской области, центр Ветковского района. Население 8,9 тысяч человек (2006). Расположен на реке Сож.

Зарубежный центр старообрядчества конца 17-19 века, образованный в 1670-е годы русскими переселенцами из Стародубья и центральных областей России. Приток старообрядцев на Ветку значительно усилился после издания в 1685 году 12 статей царевны Софьи, направленных на борьбу с последователями «старой веры». К началу 18 века на расстоянии 50 км вокруг города возникли 16 слобод. Первыми духовными деятелями на Ветке были священники - московский Кузьма и тульский Стефан. Строительство первого храма связано с донским иеромонахом Иоасафом (прибыл сюда в 1689). При преемнике Иоасафа рыльском иеромонахе Феодосии (Ворыпине) Ветка достигла наивысшего расцвета. В 1695 году в Калуге Феодосий тайно отслужил литургию по старому обряду в заброшенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы и освятил Запасные Дары; позднее вместе со слобожанами расширил ветковский храм, при котором были устроены мужская и женская обители. Ветка, где действовала единственная во всём мире старообрядческая церковь и где были обретены мощи предводителей старообрядчества, стала одним из главных центров беглопоповщины (смотри Беглопоповцы), средоточием старообрядческой полемики о чиноприёме переходящих священников и мирян. Старообрядцы Ветки в основном придерживались приёма 2-м чином с перемазыванием миром 2-й раз, что и дало название согласию - Ветковское, или Перемазанское, в отличие от Дьяконова согласия, принимавшего 3-м чином - по проклятию ересей и исповеди у старообрядческого попа. Ветковцы были активными проповедниками и предпринимателями, искусными книгописцами и иконописцами. Указами (1733-34) императрицы Анны Ивановны ветковцам было предписано вернуться на места прежних поселений. Невыполнение указов привело к первой выгонке (выселению) Ветки (1735): насельники были расселены, изъято более 680 книг. Через год ветковцы вернулись, в 1758 году возвели величественный храм; возродился и Покровский монастырь, где насчитывалось более 1200 насельников. В 1764 году по повелению императрицы Екатерины II состоялась вторая выгонка: более 20 тысяч жителей выведено в Россию, главным образом в Сибирь. Ныне их потомки живут в Бурятии (носят название «семейские Забайкалья») и на Алтае, где их именуют «поляками». Во 2-й половине 18-19 века старообрядцы продолжали жить на Ветке, но былого значения этот центр не имел. Наибольшей известностью пользовался Лаврентьев монастырь (после 1735-1844, не сохранился). В конце 1920-х годов ветковские старообрядческие слободы стали вновь многолюдными. После аварии на Чернобыльской АЭС (1986) территория бывших ветковских слобод оказалась в зоне заражения, что привело к гибели многих памятников старообрядческой культуры. В начале 21 века Ветка остаётся центром старообрядчества; работает Музей народного творчества (1987), созданный усилиями Ф. Г. Шклярова (1925-88), с собранием преимущественно памятников материальной и духовной культуры старообрядцев.

Реклама

В городе имеются предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Е. А. Агеева.