Виадук

ВИАДУК (латинский via - дорога, путь и duco - вести), мостовое сооружение на пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек и т.п. Как правило, представляет собой сооружение большой протяжённости и на высоких опорах. Виадуки бывают каменными, бетонными, железобетонными или металлическими, главным образом многопролётной арочной, рамной или балочной конструкции. Арочные каменные виадуки возводились ещё в Древнем Риме. С конца 19 века строят в основном металлические или железобетонные виадуки, что позволяет создавать высокие многопролётные конструкции. Один из крупнейших - металлический виадук «Европа», возведённый через долину Зилль в Инсбруке (Австрия, 1963). Длина пролётов и высота опор достигают в нём почти 200 м. В России, на побережье Чёрного моря, построен виадук через ущелье реки Чемитоквадже длиной 577 м с опорами высотой до 77 м (1999). Его высотная часть перекрыта сталежелезобетонными пролётными строениями со сборной ребристой железобетонной плитой проезда, объединённой со стальными балками высокопрочными болтами.

Виадук

Самый высокий в мире (2005) - виадук в районе города Мийо на реке Тарн (архитектор Н. Фостер, Франция, 2004). Его общая протяжённость 2,46 км; пролётные строения - вантовой системы. Виадук имеет семь промежуточных опор, две из которых - рекордной высоты (245 и 220 м), а верх одного из пилонов возвышается над нижней точкой ущелья на 343 м.

П. М. Саламахин.