Вильман Отто
ВИЛЬМАН (Willmann) Отто (24.4.1839, Лисса, ныне Лешно, Польша - 1.7.1920, Лейтмериц, ныне Литомержице, Чехия), немецкий педагог, последователь И. Ф. Гербарта, философ-неотомист. Учился в университетах Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Берлина. Преподавал в педагогическом семинаре у Т. Циллера в Лейпциге (1863- 1868) и на педагогических курсах Ф. Диттеса в Вене (руководитель с 1868). В 1872-1903 годах профессор Пражского (немецкого) университета. Основатель Союза христианской педагогики (1907).
Разделял педагогику на историческую, теоретическую и практическую. Основной функцией воспитания признавал передачу от поколения к поколению «вечных идей» и культурно-исторических традиций, средоточием которых, по Вильману, являются религиозно-этические нормы. Пересмотрел предложенные И. Ф. Гербартом ступени обучения, считая, что они страдают нечёткостью определений и смешением логических и психологических понятий. Предложил выделить 3 ступени усвоения (восприятие, понимание, применение), каждой из которых должна соответствовать особая форма обучения.
Соч.: Дидактика как теория образования... М., 1904-1908. Т. 1-2; Sämtliche Werke: In 16 Bde / Hrsg. von Н. Bitterlich-Willmann. Aalen, 1968-1988-, Bd 1-10-
Лит.: Greissl G. О. Willmann als Рädagog und seine Entwicklung. Paderborn, 1916; Pfeffer F. Die рädagogische Idee О. Willmanns in der Entwicklung. Freiburg u.а., 1962.
А. И. Пискунов.