Виолончель
ВИОЛОНЧЕЛЬ (итальянский violoncello), струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По конструкции близок скрипке (отличается большими размерами). Длина корпуса 75-77 см. Строй на октаву ниже альта, «до» - «соль» большой - «ре» - «ля» малой октавы. Диапазон около 5 октав - больше, чем у других инструментов скрипичного семейства. Нотируется в басовом, теноровом и скрипичном ключах. Обладает уникальным регистровым разнообразием.
Инструменты типа виолончели появились на рубеже 15-16 века в Италии в результате преобразования инструментов семейства виол. Суть конструктивных изменений заключалась в поисках наиболее совершенного акустически тенорового инструмента. Наиболее ранние из сохранившихся образцов виолончели были изготовлены в Брешии во 2-й половине 16 века. В 16-17 веках мастерами Кремоны создан классической тип виолончели, лучшими в 17 веке считаются инструменты Н. Амати. Виолончели А. Страдивари с ярким звуком тенорового тембра - вершинная форма инструмента. В 17-19 веках работали выдающиеся мастера и династии мастеров: К. Бергонци, Гваданини, Гварнери, Руджери, Д. Монтаньян (Италия), Н. Люпо, Ж. Б. Вильом (Франция), Я. Штайнер (Германия). В манере Штайнера работало большинство представителей Союза мастеров струнных инструментов Миттенвальда (Бавария), организованного в 1684 году и существовавшего до конца 19 века. Одним из основателей этого крупного центра был М. Клотц - родоначальник династии, которая работала в Миттенвальде на протяжении около 200 лет. В России великолепно звучащие инструменты делали И. А. Батов, Н. Ф. Киттель, Т. Ф. Подгорный.
Реклама
Виолончель начала приобретать самостоятельность в ряду струнных инструментов с 17 века и постепенно входила в группу солирующих инструментов (например, в 12 кончерто гроссо ор. 6 А. Корелли, изданных в 1714). В сочинениях И. С. Баха виолончель применяется как облигатный инструмент в кантатах, в «Бранденбургских» концертах (в ряде кантат использована 5-струнная виолончель-пикколо). 6 сюит Баха для виолончели соло (1717-23) - единственный опыт использования виолончели как сольного полифонического инструмента. Важная роль в развитии виолончельного искусства принадлежит Л. Боккерини. Со времён Й. Гайдна и В. А. Моцарта виолончель - обязательная участница струнной группы симфонического оркестра, квартета, квинтета. Весьма развёрнута партия виолончели в квартетах Й. Гайдна (ор. 50, 54, 55), В. А. Моцарта (3 последних), Л. ван Бетховена (все квартеты). В симфонических, оперных и балетных партитурах нередко используются возможности ансамбля виолончели и виолончели соло; в симфонической поэме Р. Штрауса «Дон Кихот» (1897) виолончель трактуется как главный «герой» произведения. Популярность у исполнителей сохраняют концерты для виолончели с оркестром Р. Шумана (1850, первый исполнитель - Д. Поппер), К. Сен-Санса (1872), Э. Лало (1876), А. Дворжака (1895). Выразительные возможности виолончели использованы в Тройном концерте Бетховена (1804), Двойном концерте И. Брамса (1887). Выдающиеся произведения русской музыки - Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром П. И. Чайковского (1876), Концерт Н. Я. Мясковского (1944), Симфония-концерт С. С. Прокофьева (1952).
Крупнейшие виолончелисты 19-20 века: Б. Ромберг (открыл эпоху виртуозно-романтичного исполнительства), А. К. Пиатти, А. Ф. Серве, К. Ю. Давыдов (глава русской школы 19 века), А. А. Брандуков, А. В. Вержбилович, С. М. Козолупов (основоположник советской школы), П. Касальс, Г. Касадо, П. Фурнье, М. Марешаль, П. Тортелье, Г. Пятигорский, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, М. Л. Ростропович, Н. Н. Шаховская, Н. Г. Гутман, М. Э. Хомицер и др.
Лит.: Straeten Е. van der. The history of the violoncello, the viol da gamba... L., 1915. Vol. 1-2 (Repr. - 1971); Wasielewski W. Y. von. Das Violoncello und seine Geschichte. 3. Aufl. Lpz., 1925. Wiesbaden, 1968; ForinoL. II violoncello, il violoncellista ed i violoncellisti. 2 ed. Mil., 1930. Mil., 1989; Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: В 4 кн. М.; Л., 1950-1978; Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959; Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. М.; Л., 1964; Лазько А. Виолончель. М., 1965; Pleeth W. Cello. N. Y., 1982; Cowling Е. The Cello. 2nd ed. N. Y., 1983.
О. В. Сахарова.