Виоль д’Амур

Виоль д’АмурВИОЛЬ Д’АМУР (французский viole d’amoure - виола любви), струнный смычковый инструмент виольного семейства. При игре располагается как скрипка или альт, смычок держат «скрипичным» способом - захватом сверху. Для Виоль д’Амур характерно наличие массивной колковой коробки с 12-14 колками, увенчивающейся резной головкой (часто в виде головы Амура), и резонаторных отверстий - двух парных в виде язычков пламени и одного в виде розетки, расположенного под грифом. Имеет 7 (реже 6) основных струн и столько же тонких металлических резонансных струн, натянутых под основными (проходят сквозь отверстия в подставке и затем под грифом). Наличие резонансных струн придаёт звучанию инструмента нежный серебристый оттенок. В основе настройки - квартово-терцовый (виольный) принцип, в конце 18 века утвердилась стандартная настройка: «ля» большой - «ре» - «ля» малой - «ре» - «фа-диез» - «ля» 1-й - «ре» 2-й октавы. Йотируется в скрипичном и альтовом ключах.

Появилась во 2-й половине 17 века. В 18 веке Виоль д’Амур была распространена в Австрии, Германии, Италии, Франции, Чехии, для неё создана обширная сольная и ансамблевая литература, в том числе сочинения Г. Ф. Телемана, А. Вивальди, Г. И. Ф. Бибера, И. И. Кванца. Инструмент эффектно звучит в произведениях И. С. Баха, например в «Страстях по Иоанну» (2 Виоль д’Амур облигато в ариозо баса № 31 и в арии тенора № 32). Знаменитым исполнителем-виртуозом был К. Стамиц, в сочинениях которого (2 концерта, сонаты, квартет с участием Виоль д’Амур) используется техника игры двойными нотами и аккордами.

В отличие от других инструментов виольного семейства Виоль д’Амур продолжала пользоваться популярностью в 19 – начале 20 веков. В России исполнителем на Виоль д’Амур был В. В. Борисовский.

Лит.: Danks Н. The Viola d’amore. Halesowen, 1979.