Вирт Уильям Алберт
ВИРТ, Уэрт (Wirt) Уильям Алберт (21.1.1874, близ г. Маркл, штат Индиана - 11.3.1938, г. Гэри, там же), американский педагог. Окончил (1898) университет в г. Гринкасл (США), совершенствовался в области педагогики в Чикагском университете под руководством Дж. Дьюи, изучал организацию обучения в школах Великобритании, Бельгии, Франции, Германии. С 1907 года инспектор школ в Гэри. Вирт стремился воплотить идеи прагматистской педагогики о школе как культурном центре общины и о воспитательном процессе как прообразе социальной жизни общества. Разработал систему организации работы школы (так называемый Плэтун-план), обеспечивающую рациональное распределение времени между занятиями, трудом и играми, преемственность начальной и средней ступени обучения. Наряду с традиционным преподаванием применялась комплексная система обучения. В 1914 году приглашён для реорганизации работы школ Нью-Йоркского округа. К концу 1920-х годов элементы Плэтун-плана были введены в школах более 200 городов 41 штата. Опубликованные в 1918 году материалы обследования школ, руководимых Виртом, выявили недостатки разработанной им системы - резкое сокращение времени, отводимого на изучение учебного предмета, подмена классных занятий внеклассными, что вело к снижению уровня образования.
Соч.: The official Wirt reports to the board of education of New York city. [N. Y.], 1916; The great lockout in America’s citizenship plants. Gary, 1937.
Лит.: Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего. 2-е изд. Берлин, 1922; Соловьев И. М. Американская школа с продленным днем. М., 1930; Cohen R. D., Mohl R. А. The paradox of progressive education: the Gary plan and urban schooling. Port Washington е. а., 1979.
М. В. Кларин.