Висконти Лукино
ВИСКОНТИ (Visconti) Лукино (настоящая фамилия Висконти ди Модроне, Visconti di Modrone) (2.11.1906, Милан - 17.3.1976, Рим), итальянский режиссёр, сценограф, сценарист. Потомок старинного аристократического рода герцогов Сфорца-Висконти, в семье получил разностороннее гуманитарное образование, окончил кавалерийскую школу, служил в армии. Путешествовал, жил в США и Франции, занимался разведением скаковых лошадей. В кино с 1936 года: ассистент Ж. Ренуара в фильмах «На дне» и «Загородная прогулка» (вышел на экраны в 1946). Сотрудничал с Ренуаром в работе над сценарием незавершённого фильма «Тоска». Ренуар оказал влияние и на политические убеждения Висконти, разделявшего программу Итальянской КП. С 1937 года работал в театре (оформил два спектакля в миланском театре «Мандзони»). В годы оккупации Италии Висконти участвовал в Движении Сопротивления, был арестован гестапо, приговорён к смерти, случайно избежал казни. Самостоятельную работу в кино начал как критик-публицист (в 1941 его статья-манифест «Трупы...» резко критиковала кинематограф эпохи Б. Муссолини). Режиссёрский кинодебют Висконти - фильм «Одержимость» (другое название «Наваждение», 1942) показал неприкрашенную картину жизни - физическую и духовную скудость человеческого существования. По замыслу, приёмам съёмки, подбору исполнителей и манере работы с ними фильм «Одержимость» явился предтечей неореализма, а следующий фильм Висконти - «Земля дрожит» (1948) - одной из его вершин. Послевоенные события, взбудоражившие рыбацкое селение на Сицилии, снимались в самом селении с участием его жителей, говорящих на местном диалекте (без профессиональных исполнителей). Насущность социальных перемен ощущалась в атмосфере фильма, отражавшего общие настроения освободившейся от фашизма страны. Висконти отказался от репортажного способа подачи материала, органично соединил актуальную ситуацию с линиями романа Дж. Верги «Семья Малаволья», доказав, что «язык инстинкта» не противоречит языку высокой прозы. Определившееся в первых работах режиссёра тяготение к литературе сквозной линией проходит через всё его творчество.
Реклама
С середины 1940-х годов активно работал в театре. В течение двух сезонов (1945/46 и 1946/47) было выпущено 12 спектаклей по классической драматургии (П. О. Бомарше, У. Шекспир) и пьесам современных драматургов, никогда ранее в Италии не ставившихся (Ж. Кокто, Ж. Ануй, Ж. П. Сартр, Т. Уильямс, Э. Хемингуэй и др.). Особое место в этом ряду занимает спектакль «Розалинда» по комедии Шекспира «Как вам это понравится» (1948, театр «Элизео», Рим), разыгранный в декорациях С. Дали. Красочностью, постановочной пышностью, бравурной театральностью представление контрастировало с «бедностью» неореалистического кино. Эта стилистика в дальнейшем нашла воплощение и в кинематографе Висконти. Как и работавший в Милане Дж. Стрелер, Висконти в Риме осуществлял реформу национального театра (значительно обогатил репертуар, преобразовал исполнительскую школу, создал новые формы контакта со зрителем). Большинство своих спектаклей он оформил и как сценограф. Висконти воспитал плеяду выдающихся актёров европейского театра и кино: М. Мастроянни, А. Делон, Р. Шнайдер, А. Жирардо, Д. Богард, Х. Бергер. Для А. Маньяни поставил фильм «Самая красивая» (1951) и новеллу «Анна Маньяни» (в фильме «Мы, женщины», 1953), для Делона и Шнайдер - спектакль «Нельзя её развратницей назвать» (1961), для Жирардо - спектакль «После грехопадения» (1965).
Художественный мир Висконти формировали литература и музыка (в основном оперы Дж. Верди и Р. Вагнера) 19-20 веков. Кульминация фильма «Чувство» (1954) разыгрывается в театре во время представления оперы Верди «Трубадур»; жанровая природа этого фильма несёт признаки исторической мелодрамы, к которой особо тяготеет итальянская опера. С середины 1950-х годов режиссёр регулярно работал на оперной сцене, подвергая её коренному реформированию - из подмостков для знаменитых вокалистов национальная оперная сцена превращалась в музыкальный театр, где творят певцы-актёры (М. Каллас, Дж. Ди Стефано и др.). В фильме «Белые ночи» (1957, экранизация повести Ф. М. Достоевского) Висконти стремился выразить психологическую глубину литературы через поэтику неореализма (ранее тот же симбиоз он предлагал в спектакле «Трактирщица» К. Гольдони, 1952). Висконти - один из немногих итальянских режиссёров, пытавшихся предотвратить угасание неореализма. В фильме «Рокко и его братья» (1960, премия Международного кинофестиваля в Венеции) он возвратился к среде и проблемам социальных низов. Однако социальное было сплетено с экзистенциальным, в форме семейного романа преломлялась сложнейшая моральная проблематика Достоевского. Фильмы 1960-х - начала 1970-х годов («Леопард», 1962, главная премия Международного кинофестиваля в Канне; «Туманные звёзды Большой Медведицы», 1965, главная премия Международного кинофестиваля в Венеции; «Гибель богов», 1969; «Смерть в Венеции», 1971, премия Международного кинофестиваля в Канне; «Людвиг», 1972) образуют неформальный цикл, где на материале разных эпох и стран мучительные раздумья автора претворены в величественные по образному решению произведения, признанные эталоном «большого стиля». Висконти воскрешал минувшие эпохи с тщательностью историка и искусствоведа. Его киноразмышления о судьбах великой культуры, художнике и его искусстве, ответственности за свою жизнь и ужасе перед смертью отдельного человека и духовного наследия всего человечества стали важным вкладом в культуру 20 века. В этих картинах, как и в фильмах «Семейный портрет в интерьере» (1974) и «Невинный» (1976), без морализаторства и проповедничества Висконти предостерегал от опасности духовной деградации общества, которую и сам переживал как личную трагедию.
Соч.: Висконти о Висконти. М., 1990.
Лит.: Ferrara G. L. Visconti. Р., 1964; Шитова В. Л. Висконти. М., 1965; Nowell-Smith G. L. Visconti. L., 1973; Servadio G. L. Visconti: а biography. L., 1982; Козлов Л. Л. Висконти и его кинематограф. М., 1987; Baldelli Р. L. Visconti. Mil., 1988; Micciche L. L. Visconti. 2 ed. Venezia, 2000; Helman А. Urok zmierzchu. Gdansk, 2001.
И. И. Рубанова.