Витгенштейн Людвиг

Витгенштейн (Wittgenstein) Людвиг ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (26.4.1889, Вена - 29.4.1951, Кембридж), австрийский философ. Родился в семье крупного промышленника и известного мецената. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1906-08), с 1908 года изучал инженерное дело в Манчестере. В 1911-1913 годах по рекомендации Г. Фреге слушал в Кембридже лекции Б. Рассела, с ним, а также с Дж. Э. Муром и Дж. М. Кейнсом его связывали дружеские отношения и интеллектуальное общение. С началом 1-й мировой войны вступил добровольцем в австрийскую армию, получил награды за храбрость; в 1918-19 годах в итальянском плену. Отказавшись от наследства в пользу семьи и деятелей австрийской культуры, в 1920-26 годах работал сельским учителем в Нижней Австрии. В 1926-28 годах в Вене, общался с М. Шликом и другими участниками Венского кружка. С 1929 года в Кембридже, преподавал в Тринити-колледже (с 1930, профессор в 1939-47). Во время 2-й мировой войны работал санитаром в госпиталях Лондона и Ньюкасла.

Реклама

В «Дневниках 1914-1916 годов» («Notebooks 1914-1916», русский перевод 1998) Витгенштейн выражает уверенность в безграничных возможностях новой логики, в особенности логического синтаксиса. Мировоззренческие фрагменты «Дневников» противоречиво сочетают пессимистические (в духе А. Шопенгауэра) и оптимистические мотивы в вопросе о смысле жизни. Главная работа его «раннего» периода - «Логико-философский трактат» («Tractatus logico-philosophicus», закончен незадолго до плена в 1918 году, опубликован в 1921 году в Германии; русский перевод 1958; вышедший в 1922 году английский перевод трактата с предисловием Б. Рассела принёс Витгенштейну широкую известность среди англоязычных философов) сыграл громадную роль в становлении аналитической философии. В 1920-30-е годы представители Венского кружка истолковывали отдельные положения трактата как предвосхищение своей антиметафизической программы и доктрины верификационизма. Текст книги написан в виде афоризмов. Трактат, ориентированный на установление пределов познавательных способностей, во многом перекликается с установками кантовского критицизма и трансцендентализма. Витгенштейн ставит вопросы об условиях возможности содержательности языка, стремится установить пределы мышления, обладающего объективным смыслом и несводимого к каким-либо психологическим особенностям. При этом мышление отождествляется с языком, а философия принимает форму аналитической «критики языка». Язык в ранней концепции Витгенштейна выполняет функцию описания «фактов». В трактате устанавливается полное соответствие между онтологическими и семантичными понятиями: «объекты» реальности обозначаются «именами», сочетания «объектов» (факты) - сочетаниями «имён», то есть предложениями, обладающими смыслом. Элементарные предложения, как и элементарные факты, независимы по отношению друг к другу. Сложные предложения трактуются как функции истинности элементарных предложений. Предложения, являющиеся описаниями фактов, Витгенштейн относит к сфере естествознания; только их он считает осмысленными. В отличие от конкретных наук философия не стремится к истине, она является деятельностью по прояснению логической структуры языка и отдельных высказываний, устранению неясностей, порождающих бессмысленные предложения. Поскольку логика является условием того, что предложение может описывать факт, то сама логическая форма в языке невыразима. Границы языка совпадают с границами «мира». Всё, что оказывается за пределами «мира фактов», называется в книге «мистическим» и невыразимым, то есть все этические, эстетические, религиозные предложения лишены смысла, в том числе и предложения трактата: понявший его основную идею должен, в конце концов, отбросить их как лестницу, ставшую ненужной после подъёма. Мировоззренческая позиция Витгенштейна оказывается, таким образом, созвучной философии жизни, то, что невыразимо, представляет собой интуитивное созерцание «мира» в целом.

В конце 1920-х годов Витгенштейн пересмотрел свою раннюю позицию и отказался от допущения априорной структуры языка, подчёркивая многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка. Работа над главным произведением «позднего» периода «Философские исследования» («Philosophische Untersuchungen», опубликован в 1953 одновременно с её английским переводом), как и над материалами по философии математики, велась Витгенштейном с середины 1930-х годов до конца жизни. Витгенштейн отказался здесь от «пророческого» стиля «Трактата». В структуре 1-й части этой работы выделяются 3 основные группы фрагментов: концепция языка и значения; анализ эпистемологических (предложение, знание, понимание) и психологических (ощущение, боль, переживание, мышление, воображение, сознание и др.) понятий; анализ интенциональных аспектов этих понятий. «Исследования» начинаются с критики традиционного понимания значения как некоторого объекта, соответствующего слову (имени, знаку): только использование слов в определённом контексте («языковой игре») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придаёт им значение. Витгенштейн отмечает, что язык как средство коммуникации даже в «мысленном эксперименте» не может быть представлен как сугубо индивидуальный, приватный язык. Продолжая номиналистическую традицию, Витгенштейн отвергает наличие реальной общности языковых феноменов, признаётся лишь специфическая взаимосвязь, называемая «семейным сходством». «Кристальная чистота» ранней логико-философской концепции Витгенштейна теперь признаётся особенностью лишь одной из «языковых игр». Сохраняется оценка философского исследования как аналитической процедуры, которая, однако, ориентирована уже на естественный язык, а не на «совершенный» язык формальной логики. Философия, по замыслу Витгенштейна, должна возвращать словам их привычное употребление. Витгенштейн надеялся, что если подобное исследование сделает языковые связи открытыми (при этом скрытая бессмыслица станет явной), то философские проблемы (трактуемые как «заболевания») исчезнут сами собой. В «Исследованиях» Витгенштейн развивает также критику «ментализма» в трактовке понимания: как и любая другая форма лингвистической или нелингвистической активности человека, понимание осуществляется сообразно определённым правилам, однако люди обычно не рефлексируют по поводу правил, а действуют инстинктивно, «слепо».

В самом позднем тексте Витгенштейна, впоследствии озаглавленном «О достоверности» («On certainty», опубликован в 1969), рассматриваются эпистемологические вопросы и проблема скептицизма: сомнение, по Витгенштейну, всегда с необходимостью предполагает нечто достоверное, определённые парадигматические предложения, не нуждающиеся в обосновании и формирующие наше представление о «реальности».

Проблемы, поставленные Витгенштейном, во многом определили характер всей новейшей англо-американской аналитической философии. Существуют также попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, с различными типами религиозной философии.

Соч.: Werkausgabe. Fr./М., 1984. Bd 1-8; Лекции об этике. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрезера // Историко-философский ежегодник. М., 1989; Философские работы. М., 1994. Ч. 1-2.

Лит.: Anscombe G.Е. М. An introduction to Wittgenstein’s tractatus. L., 1959; Wright С. Wittgenstein on the foundations of mathematics. L., 1980; Kripke S. Wittgenstein on rules and private language. Oxf., 1982; Baker G. Р., Hacker Р. М. S. Wittgenstein: rules, grammar and necessity. Oxf., 1985; Грязнов А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М., 1985; он же. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. М., 1991; McGuinness В. Wittgenstein: а life. L., 1988-1989. Vol. 1-2; Л. Витгенштейн: человек и мыслитель. М.; СПб., 1993; Malcolm N. L. Wittgenstein: а religious point of view? L., 1993; Сокулер 3. А. Л. Витгенштейн и его место в философии XX в. Долгопрудный, 1994; Философские идеи Л. Витгенштейна. М., 1996; Эдмондс Д., Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна: История десятиминутного спора между великими философами. М., 2004; Бибихин В. В. Витгенштейн: смена аспекта. М., 2005.

А. Ф. Грязнов.