«Витязь»

«ВИТЯЗЬ»,

1) российский парусно-винтовой военный корвет. Вступил в строй в 1862 году. Водоизмещение около 2200 тонн, скорость хода 12 узлов (22 км/ч), вооружение 17 орудий. Доставил в 1871 году Н. Н. Миклухо-Маклая на остров Новая Гвинея. В 1882 - переименован в «Скобелев».

2) Парусно-винтовой военный корвет, фактически первый российский бронепалубный крейсер (толщина бронепалубы 38 мм). Построен в 1886 году на острове Галерный в Санкт-Петербурге. Водоизмещение 3200 тонн, скорость хода 14 узлов (26 км/ч), вооружение: 10 - 152-мм, 4 - 87-мм и 10 - 47-мм орудий; экипаж 372 человек. В 1886-1889 годах под командованием капитана 1-го ранга С. О. Макарова совершил кругосветное плавание, во время которого были проведены многочисленные океанографические исследования вод Тихого океана (температурный режим, плотность воды, характер грунта и др.). Собранный материал обобщён Макаровым в монографии «"Витязь" и Тихий океан» (1894). Название «Витязь» было помещено на фронтоне здания Океанографического музея в Монако в числе 10 знаменитых кораблей. С 1892 года крейсер 1-го ранга. В апреле 1893 года разбился в районе порта Лазарева (пролив Невельского).

Реклама

«Витязь» у причала в городе Калининград.3) Научно-исследовательское судно Института океанологии Академии Наук СССР, построено в 1939 году в Германии (город Бремерхафен) как грузопассажирский теплоход «Марс», в 1946 году передано по репарации в СССР и под названием «Экватор» совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей. В 1947-48 годах переоборудовано под научно-исследовательскую станцию. Водоизмещение 5546 тонн, длина 109,4 м, ширина 14,5 м, скорость хода 13,5 узлов (25 км/ч). Имело 14 лабораторий аэрометеорологического, океанографического, биологического и геолого-геофизического профилей. С 1949 года совершило 65 рейсов, вело комплексные исследования в дальневосточных морях, Тихом и Индийском океанах. Экспедициями Института океанологии Академии Наук СССР на «Витязе» собраны океанографические, биологические и геологические данные, изучен ряд глубоководных впадин в Тихом океане, измерена (в 1958) максимальная глубина Мирового океана (в Марианской впадине - 11 022 м). В 1979 году судно совершило последний рейс в Калининград, где в 1994 году поставлено на вечную стоянку, действует Музей Мирового океана.

4) Научно-исследовательское судно Института океанологии РАН, построено в 1981 году в городе Щецин как специализированное судно для проведения водолазных научных работ на больших глубинах. Водоизмещение 4550 тонн, длина 110,8 м, ширина 16,6 м, скорость хода 16 уз (29,6 км/ч). Оснащено подводным колоколом для проведения водолазных работ. С 1981 по 1993 годы выполнило 27 научных рейсов в разных районах Мирового океана. В 1996 году выведен из состава научного флота Распоряжением Президиума РАН, в 2004 году утилизирован.

Лит.: Сысоев Н. Н. Экспедиционное судно «Витязь». М., 1959; Крепе Е. М. На «Витязе» к островам Тихого океана. М., 1959; он же. «Витязь» в Индийском океане. М., 1963.

С. М. Шаповалов.