Визуальная грамотность

ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (английский - visual literacy), способность видеть, анализировать и понимать зрительный образ. Концепция визуальной грамотности возникла в конце 1960-х годов в США. В её основу легли положения о ведущей роли зрительного (визуального) восприятия в процессе познания в условиях увеличивающейся информационной нагрузки. На 1-й Национальной конференции США по визуальной грамотности (1969) Дж. Дебс отнёс визуальную грамотность к числу способностей, которые человек может развить с помощью зрения одновременно с остальными чувствами и которые необходимы для нормального процесса становления личности. Дебс и его коллеги (центр визуальной грамотности при университете в городе Рочестер, США) считали, что визуальная грамотность должна стать самостоятельным учебным предметом в школе. В процессе обучения у учащихся вырабатываются базовые визуальные умения: от формирования элементарных актов зрительного восприятия через восприятие актов движения и пространственного распределения предметов к развитию навыков восприятия и визуального выражения процесса и, наконец, к достижению понимания и умения реализовать аудиовизуальное выражение идеи, образа.

На концепцию визуальной грамотности оказали влияние работы Л. С. Выготского, Дж. С. Брунера, Ж. Пиаже и др.

Лит.: Debes J. L. Some foundations for visual literacy // Audiovisual Instruction. 1968. Vol. 13; idem. The loom of visual literacy // Ibid. 1969. Vol. 14; Fransecky R. В., Debes J. L. Visual literacy: а way to learn - а way to teach. Wash., 1972; Выготский Л. С. Психология искусства. 3-е изд. М., 1986.

Р. М. Сельцер.