«Владимир» (колёсный пароходофрегат)

«Владимир», колёсный пароходофрегат«ВЛАДИМИР», колёсный пароходофрегат российского Черноморского флота специальной постройки, участник первого в истории боя паровых кораблей. Заказан по инициативе админирала М. П. Лазарева. Построен в Великобритании под наблюдением вице-адмирала В. А. Корнилова. Заложен в 1847 году, спущен на воду в марте 1848, в августе вступил в строй. Водоизмещение 1720 тонн; мощность главных механизмов 400 л. с.; скорость 11 узлов (20 км/ч); вооружение (к началу обороны Севастополя): две - 10-дюймовых, пять - 68-фунтовых орудий, четыре - 24-фунтовые пушки-карронады, две - 18-фунтовые карронады. Во время Крымской войны 1853-56 участвовал в боевых операциях российского Черноморского флота. Под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Бутакова «Владимир» 5(17).10.1853 вступил в бой с 10-пушечным турецким пароходом «Перваз-Бахри», благодаря умелому маневрированию нанёс ему повреждения и после трёхчасового боя вынудил команду сдаться в плен. Трофей был взят на буксир и приведён в Севастополь. В ходе Севастопольской обороны 1854-55 «Владимир» участвовал в обстрелах судов неприятельского флота и позиций противника на берегу. Впервые в российском флоте командой «Владимира» проведён ряд усовершенствований (защита бортов, орудий и механизмов мешками с землёй, железными листами, брусьями и др.); создавался искусственный крен корабля при стрельбе для увеличения дальности; велись стрельбы по невидимой цели при помощи корректировки и по берегу на ходу. В последний день обороны Севастополя 31.8(12.9).1855 «Владимир» затоплен в Севастопольской бухте. Опыт, полученный при командовании «Владимира», послужил Г. И. Бутакову основой для разработки тактики парового флота.

Я. В. Скрицкий.