Владимир Святославич
ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ (в крещении Василий) (? - 15.7.1015, село Берестово, близ Киева), князь новгородский (969- 978), киевский (978-1015). Из династии Рюриковичей. Сын Святослава Игоревича, брат Ярополка Святославича и Олега Святославича. Имел 12 сыновей, среди них - Ярослав Владимирович Мудрый, Мстислав Владимирович, Борис и Глеб, приёмный сын Святополк Владимирович. Матерью Владимира Святославича, согласно «Повести временных лет» (ПВЛ; основной источник сведений о нём), была Малуша - «ключница» киевской княгини Ольги, а его «дядькой» (воспитателем) - Добрыня, брат Малуши. В 969 году, когда его отец выделил сыновьям уделы, Владимир Святославич получил Новгород (второй по важности стол после киевского), что свидетельствует о том, что княжич, вероятно, был следующим по старшинству после Ярополка Святославича, получившего Киев. Возможно, Владимир Святославич и Олег Святославич (погиб около 977) в 970-е годы участвовали на стороне чешского князя Болеслава II и польского князя Мешко I в длительной и ожесточённой борьбе германского императора Оттона II против чешско-польской коалиции, а их брат Ярополк Святославич оказался на стороне германского императора. Владимир Святославич и Ярополк стремились привлечь на свою сторону Полоцк, где правил тогда независимый от Киева князь Рогволод. Опасаясь старшего брата, Владимир Святославич бежал «за море», после чего Новгород оказался в руках киевского князя. Однако около 978 года Владимир Святославич вернулся с наёмным варяжским войском и снова овладел Новгородом, после чего совершил успешный поход против Ярополка, изгнав его из Киева. Осадив Ярополка в городе Родень, Владимир Святославич заставил его сдаться, после чего убил.
Реклама
Междоусобица 970-х годов сопровождалась ослаблением, а возможно, и полным прекращением даннической зависимости от киевского князя ряда восточнославянских племён. В связи с этим Владимир Святославич предпринял успешные походы против хорватов восточнославянских и лендзян (около 979 или в 981/982), вятичей (981/982 и 982/983) и радимичей (984/985). Примерно в 983/984 Владимир Святославич победил балтское племя ятвягов. Поход Владимира Святославича против Булгарии Волжско-Камской завершился заключением долгосрочного русско-булгарского мира (около 985/986).
Владимир Святославич принял меры по внутренней консолидации Древнерусского государства. Он осуществил так называемую языческую религиозную реформу: на Старокиевской горе, рядом с княжеским двором, были возведены «кумиры» - деревянные статуи Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, им были установлены жертвоприношения, в том числе человеческие. С этим святилищем ряд современных археологов отождествляет обнаруженную в 1975 году близ фундаментов Десятинной церкви каменную вымостку (1,75х7 м) с 6 полукруглыми выступами (по числу идолов) и остатками большого кострища. Капище было вынесено за пределы княжеского дворца, тем самым богослужение из частного, династического, стало публичным государственным актом.
Важнейшим событием княжения Владимира Святославича стало Крещение Руси. В связи с мятежом Варды Фоки, вспыхнувшим в Византийской империи в 987 году после катастрофического поражения от болгар (летом 986), император Василий II Болгаробойца отправил посольство к Владимиру Святославичу с просьбой о помощи. Киевский князь согласился, но настаивал при этом на заключении брака с принцессой Анной - родной сестрой императора. Василий II был вынужден принять условие киевского князя, однако, в свою очередь, Владимир Святославич должен был принять христианство. Он крестился в 988 году, заочным крёстным отцом считался византийский император. Летом 988 года Владимир Святославич отправил в Византию русское войско и у Днепровских порогов до осени дожидался принцессы Анны. Однако она не прибыла, и разгневанный Владимир Святославич выступил к Херсонесу (Корсуни), который захватил после продолжительной осады между апрелем и июлем 989 года, после чего Василий II был вынужден выполнить своё обязательство. Принцесса Анна прибыла в Херсонес, где состоялось её бракосочетание с Владимиром Святославичем (по-видимому, в том же 989). Не позднее 996 года в Киеве учреждена митрополия Константинопольского патриархата, что, очевидно, предусматривалось договором Владимира Святославича и Василия II или явилось его непосредственным следствием. Одновременно с митрополичьей кафедрой учреждено несколько епископских кафедр: в Новгороде, также, вероятно, в Белгороде (Киевском) и Чернигове, а возможно, и в Полоцке и Переяславле. При Владимире Святославиче началось деревянное храмостроительство, вероятно, возникли и первые русские монастыри. В 990/991 (или в 991/992) в Киеве заложена первая каменная Десятинная церковь во имя Пресвятой Богородицы (освящена в 995 или 996); в неё были переданы мощи святого Климента I Римского, вывезенные Владимиром Святославичем из Херсонеса; в ней служили греческие священники. Для обеспечения Церкви русскими священнослужителями Владимир Святославич насильственно отбирал детей знати, чтобы отдать их «на учение книжное». В ведение церковного суда перешли нарушения в области брачного и семейного права, преступления так называемых церковных людей (в эпоху Владимира Святославича прежде всего клириков и членов их семей), преступления против нравственности, ведовство.
После крещения Владимир Святославич начал чеканку в Киеве золотой и серебряной монеты, которая по внешнему оформлению воспроизводила современные ему византийские образцы, а по весу была ориентирована на привычный для Руси арабский чекан.
На рубеже 10-11 веков Владимир Святославич посадил 12 своих сыновей на княжение в ключевых центрах Древнерусского государства, что, с одной стороны, соответствовало представлению о государственной территории как о коллективном владении княжеского семейства, а с другой - служило своеобразным способом административного управления территориями из Киева (княжич выступал в качестве посадника, наместника сидевшего в Киеве отца) и способствовало их христианизации. Первоначально, вероятно около 988 года, владения получили четыре старших Владимировича: Вышеслав - Новгород, Изяслав - Полоцк, Святополк - Туров, а Ярослав - Ростов. Позднее Глеб был посажен в Муроме, Святослав - в Древлянской земле, Всеволод - во Владимире-Волынском, Мстислав - в Тмутаракани. После смерти Вышеслава в Новгород перешёл Ярослав, а в Ростов - Борис. Первоначальные владения Станислава, Судислава и Позвизда в источниках не зафиксированы.
В течение всего правления Владимира Святославича продолжалось русско-печенежское противостояние. В связи с этим Владимир Святославич предпринял строительство по берегам притоков Днепра как на правобережье (по реке Стугна), так и на левобережье (по рекам Десна, Сула, Трубеж, Остёр и др.) грандиозной фортификационной системы, состоявшей из крепостей («градов»), соединённых сплошными земляными валами с деревянным тыном. Обновлялись и расширялись крепостные укрепления в Белгороде, Переяславле; были основаны города Василёв, Городец-Остерский, Воинь и др. В Киеве были возведены новые крепостные стены, при этом серьёзно увеличилась площадь города (новая часть Киева получила название «город Владимира»).
После Крещения Руси был пересмотрен неблагоприятный для Руси договор 971 года с Византией (текст нового договора не сохранился). К Руси перешла непосредственная власть над Керченским проливом и прилегающими землями, составившими Тмутараканское княжество. Союз Владимира Святославича с Византией обусловил участие русских войск в болгаро-византийской войне 990-х годов. В 992 году Владимир Святославич совершил поход к русско-польскому пограничью, связанный с вступлением на престол нового князя Болеслава I Храброго и закрепивший приобретения Руси, сделанные около 980 года. В целом дружественные отношения Владимир Святославич поддерживал с венгерским королём Иштваном I и чешским князем Олдржихом. Они характеризовались нейтралитетом Древнерусского государства в практически не прекращавшейся после вступления на престол германского императора Генриха II польско-германской войне и были закреплены браком Святополка Владимировича, приёмного сына Владимира Святославича, с дочерью Болеслава I (скорее всего, между 1005 и 1010).
В конце правления Владимир Святославич предпринял неудачную попытку «византинизации» киевского столонаследия. По всей видимости, Владимир Святославич задумывал учреждение сеньората - номинального политического главенства одного из братьев - и планировал передать киевский стол одному из своих младших сыновей - Борису. Вероятно, этим были вызваны почти одновременные выступления против Владимира Святославича Туровского князя Святополка Владимировича (около 1012/13; оказался в заключении по приказу отца) и новгородского князя Ярослава Владимировича (1014). Осуществление задуманной реформы было прервано скоропостижной смертью Владимира Святославича в разгар конфликта с Ярославом.
Уже в первые столетия после смерти Владимира Святославича вокруг его образа сложился былинный цикл. Народная память сохранила представление о Владимире Святославиче как о радушном, хлебосольном князе, «Красном Солнышке», стольный город которого охранялся от нападений кочевников богатырскими заставами; среди богатырей наряду с Ильёй Муромцем выделялся Добрыня Никитич, в котором угадываются черты дяди Владимира Святославича, брата его матери. Церковное почитание Владимира Святославича как равноапостольного (день памяти - 15 июля старый стиль) прослеживается по крайней мере с конца 13 века.
Лит.: Шахматов А. А. Корсунская легенда о Крещении Владимира. СПб., 1906; он же. «Повесть временных лет» и ее источники // Труды Отдела древнерусской литературы. 1940. Т. 4; Владимирский сборник: В память 950-летия крещения Руси: 988-1938. Белград, [1938]; Hellmann М. Vladimir der Heilige in der zeitgenössischen abendländischen Uberlieferung // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Мünch., 1959. Bd 7; Poppe А. The political background to the Baptism of Rus: Byzantine-Russian relations between 986-988 // Poppe А. The rise of Christian Russia. L., 1982; Obolensky D. Cherson and the conversion of Rus: an anti-revisionist view // Byzantine and Modern Greek Studies. 1989. Vol. 13; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси Х-ХIII в. М., 1989; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 годы). СПб., 1996; Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 1997; Поппе А. Владимир Святой: У истоков церковного прославления // Византинороссика. 2000.Т. 2; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001; Успенский Б. А. Когда был канонизирован князь Владимир Святославич? // Palaeoslavica. 2002. Т. 10. №2.
А. В. Назаренко.