Внешняя торговля

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, вид экономической деятельности, связанный с международным обменом товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Осуществляется между резидентами (экономическими агентами, постоянно проживающими в данной стране) разных стран, как при смене собственника, так и в сфере деятельности транснациональных корпораций при пересечении объектами торговли государственных границ.

Внешнеторговые сделки совершаются чаще в твёрдой валюте, в денежной форме, иногда, при нехватке иностранной валюты или при жёстком валютном контроле, с помощью международного встречного товарообмена без использования платежей. Обмен товаров без наличной оплаты осуществляется путём бартера, торговых и производственных компенсационных сделок. Торговая компенсация происходит путём зачёта взаимных денежных обязательств за поставленные товары и услуги на основе клиринговых соглашений (смотри Клиринг). Производственная компенсация осуществляется поставками продукции в обмен на приобретённое ранее сырьё или оборудование для её производства на основе соглашений о разделе продукции.

Реклама

Внешняя торговля состоит из экспорта (вывоза) и импорта (ввоза) товаров и услуг. Сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны, разность - внешнеторговое сальдо. Положительное сальдо называется активным, отрицательное - пассивным. В статистической отчётности экспорт за вычетом импорта называется чистым экспортом.

Внешняя торговля всех стран в совокупности образует мировой рынок, в его основе лежит международное разделение труда.

Внешняя торговля одинаковыми товарами, производимыми в разных странах с различными издержками производства, приносит экономические выгоды как экспортёрам, так и импортёрам. Данное обстоятельство было установлено теоретиками классической политической экономии А. Смитом и Д. Рикардо. Способность страны производить товар с меньшими издержками, чем в других странах, означает абсолютное преимущество. Вывоз таких товаров увеличивает объём производства и доходов экспортёра, и одновременно в стране, ввозящей относительно дешёвые товары, уменьшаются производственные затраты и потребительские расходы. Внешняя торговля может быть взаимовыгодной и при отсутствии абсолютного преимущества. Каждая страна может вывозить товары, в производстве которых обладает относительным преимуществом по сравнению с другой страной, и ввозить товары, которые производятся в ней со сравнительно высокими издержками.

Работы американского учёного М. Портера (с 1980) посвящены исследованиям конкуренции в современной международной торговле, развивающейся преимущественно между развитыми странами, которые имеют примерно одинаковый технико-экономический уровень. Современные конкурентные преимущества зависят от степени развития передовых технологий, размеров и мобильности капитала. На мировом рынке завоёвывают сильные позиции те фирмы, которые не только улавливают новую потребность, возникающую на рынке, или потенциал, заключённый в новой технологии, но без промедления и активно используют эти возможности.

Большую роль в современной конкуренции играет развитие инфраструктуры, научно-технических и информационно-коммерческих знаний. Немаловажное значение имеет государственная внутренняя экономическая политика (налоговая, валютно-кредитная, инвестиционная), а также внешнеторговая политика. Вместе с тем во внешней торговле возможны межгосударственные конфликты, перерастающие порой в «торговые войны», во взаимное административное ограничение доступа определённых товаров на рынки стран. Если какая-либо импортная продукция поступает на рынок по низкой цене и национальная промышленность не в состоянии с ней конкурировать, то в целях её защиты правительство страны-импортёра может ввести компенсационную пошлину, используя в качестве предлога обвинения в субсидировании экспорта, либо ввести запрет на импорт из-за несоблюдения санитарных норм и т.п. В ответ пострадавшая страна-экспортёр может выдвинуть аналогичные претензии к товарам из первой страны и также ввести ограничения на ввоз определённого товара.

Широкое развитие внешнеэкономических связей создало условия для появления крупных отраслей промышленности, реализация продукции которых выходит далеко за пределы национальных рынков. Вслед за судостроением и авиастроением возникли производства микропроцессоров и программного обеспечения, изначально ориентированные не на внутренний рынок, а на мировой. В основе явления концентрации производства таких отраслей в нескольких странах для удовлетворения потребностей всего мирового хозяйства лежит высокая технологическая сложность продукции, необходимость крупных производственных мощностей и высококвалифицированного специализированного персонала.

Теория международной торговли утверждает, что в результате развития внешней торговли все страны получают прирост благосостояния за счёт увеличения производства в отраслях, ориентированных на экспорт. Между тем мировая статистика показывает, что спрос на экспортную продукцию развитых стран растёт намного быстрее, чем на традиционный экспорт из развивающихся стран, состоящий преимущественно из первичных продуктов - сырья, топлива, тропической растительной продукции. Рост производительности в развивающихся странах действует в сторону понижения цен на производимые ими ресурсы. В то же время рост степени переработки продукции в развитых странах увеличивает массу создаваемой добавленной стоимости, поскольку на единицу цены сырья приходится больше затрат труда и капитала. Применение в развитых странах топливо- и ресурсосберегающих технологий, использование новых искусственных материалов (конструкционных пластмасс, композитных и сверхпроводящих материалов) снижает материалоёмкость и энергоёмкость продукции и в силу этого понижает спрос на традиционные виды сырья и топливные ресурсы.

Мировая торговля расширяется преимущественно за счёт роста производства продукции обрабатывающей промышленности. По статистическим данным, по всему миру за 1950-2000 годы сельскохозяйственное  производство выросло в 3,4 раза, а физический объём экспорта его продукции - в 5,8 раз; соответственно по добывающей промышленности - в 4,1 и 8,4 раза; по обрабатывающей промышленности - в 10,3 и 42,6 раз. Значительное и устойчивое опережение экспортом обрабатывающей промышленности всех остальных показателей наблюдалось с конца 1980-х годов.

Внешнеторговый мультипликатор (множитель) показывает влияние внешней торговли на совокупный национальный спрос, отражаемый, например, показателем используемого валового внутреннего продукта.

Макроэкономическое балансовое соотношение выглядит следующим образом: валовой продукт (Y) = потребление (С) + инвестиции (I) + экспорт (Х) - импорт (М).

Потребление состоит из двух частей: первая - необходимые расходы (С0), вторая зависит от увеличения или понижения валового продукта, т. е. С = С0 + cY. Точно так же существует необходимый стране импорт (М0) и зависимый от величины валового продукта, то есть М = М0 + mY.

Параметры с и m, называемые обычно предельными склонностями к потреблению и к импорту, вместе с показателями С0 и М0 могут быть численно определены с помощью математических расчётов.

Балансовое соотношение может быть преобразовано:

Y= С + I + Х - М = С0 + cY + I + Х - М0 - mY, тогда

Y- cY + mY = С0 +I + Х - М0, или

Y(1 -с + m) = С0 + I + Х - М0.

Отсюда определяется уравнение для валового продукта Y= (С0 + I + Х - М0)х[1/(1-с + m)], в котором переменными величинами являются валовой продукт, инвестиции и экспорт. Данное выражение показывает, что доход нации увеличивается при росте инвестиций и экспорта. Коэффициент [1/(1 -с + m)] называется мультипликатором. Параметры с и m могут существенно различаться как в разных странах, так и в одной стране в исторически разные периоды времени.

Кейнсианская теория мультипликатора объясняет, в частности, что даже при масштабном росте экспорта в развивающихся странах, но при наличии высокой склонности к импорту сверх необходимых потребностей (дорогостоящих потребительских товаров и вооружений) рост валового продукта будет существенно сдерживаться.

Ныне примерно четверть международной торговли приходится на обмен разнообразными услугами, классификация которых в разных международных организациях производится по-разному. По функциональному признаку услуги делятся на сопутствующие (оказываются в процессе продвижения товаров от продавца к покупателю) и самостоятельные. Большинство услуг - самостоятельный объект сделок. К ним относятся связь, финансовые услуги, аренда, аудит, туризм и т.п. Почтовая, телефонная и иные виды связи обслуживают все сферы деятельности.

Существенная часть международного обмена связана с выполнением подрядных работ: строительством и монтажом оборудования, научно-исследовательскими, конструкторскими и проектно-изыскательскими разработками, информационно-вычислительными услугами, изучением рынков.

Расширяющаяся сфера международной передачи знаний и технологий включает следующие формы сотрудничества: инжиниринг (услуги по приобретению, монтажу и освоению новых технологий), консалтинг (управленческое консультирование), заключение лицензионных соглашений (передача прав на определённый срок на патенты, изобретения, ноу-хау, торговые марки и т. д.). Развитие рынка объектов интеллектуальной собственности вместе с международным обменом исследовательскими и информационными работами связано с ростом внешней торговли машинами и оборудованием и является следствием технического прогресса.

В таблице приведены данные за 1990-2005 по российскому экспорту и импорту.

Внешняя торговля

Резкое снижение экспорта и импорта в начале 1990-х годов было вызвано финансово-экономическими причинами. В 1994 году по сравнению с 1990 вывоз товаров в бывшие союзные республики упал в 8 раз, в бывшие социалистические страны - в 3 раза, но в другие развитые и развивающиеся страны несколько вырос. В то же самое время снизился ввоз из этих трёх групп стран соответственно в 8,5 и 1,5 раза. Переориентация направлений внешней торговли в этот период позволила России получить выгоды за счёт более высоких цен экспортной продукции на мировом рынке и повышения качества импортных товаров. В последующие годы (исключая 1998-1999) стоимость вывоза и ввоза росла, причём рост объёма российской торговли со странами СНГ отставал от товарооборота со всеми другими странами. Внешняя торговля услугами составляет 1/10 российского экспорта и 1/4 импорта.

Лит.: Портер М. Э. Международная конкуренция. М., 1993; Киреев А. П. Международная экономика: В 2 часть М., 1997-1999; Овчинников Г. П. Международная экономика. СПб., 2000; Международные экономические отношения / Под редакцией И. П. Фаминского. М., 2001.

С. С. Емельянов.