Внутренняя торговля

ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ, вид экономической деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям на внутреннем рынке страны. Подразделяется на: оптовую (крупными партиями товаров для их производственного потребления или перепродажи) и розничную (единичными предметами или их небольшими количествами, обслуживающую конечного потребителя) торговлю; торговлю товарами отечественного и импортного производства. Осуществляется на базе стационарной торговой сети, расположенной в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли сооружениях (универсальных, специализированных магазинах, в магазинах с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров), и нестационарной торговой сети, функционирующей по принципам разносной, развозной, посылочной и/или электронной торговли. В России основными регулирующими механизмами внутренней торговли являются: ГК Российской Федерации (ч. 1 - 1994, часть 2 - 1996, часть 3 - 2001), Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (1992), Указ Президента Российской Федерации «О свободе торговли» (1992).

Реклама

Развитие внутренней торговли обладает двойственным характером для экономики страны. Её позитивная роль заключается в том, что она способствует более полному удовлетворению материальных потребностей общества, является связующим звеном между производителями и потребителями, обеспечивая кругооборот денежного капитала; вносит свой вклад в укрепление экономической безопасности страны. В то же время внутренняя торговля может оказывать и негативное воздействие на развитие страны. В связи с главенствующим принципом «купить дешевле - продать дороже» внутренняя торговля не всегда обеспечивает защиту интересов отечественных товаропроизводителей, предпочитая более дешёвые, иногда худшего качества, товары импортного производства. Обладая монопольным положением по отношению к потребителю, внутренняя торговля может оказывать давление на производителей, заставляя их снижать цены, в том числе и ниже себестоимости. Внутренняя торговля не гарантирует и защиту интересов потребителей, которые могут ощутить на себе вредное воздействие того или иного товара лишь через некоторое время, даже через несколько лет. Кроме того, поскольку внутренняя торговля связана с получением наличных денег, в ней формируется значительная доля теневой экономики, а также экономических преступлений.

Лит.: Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99. М., 1999; Румянцева Е. Е. Товары, вредные для здоровья. М., 2005.

Е. Е. Румянцева.