Воан-Уильямс

Воан-Уильямс ВОАН-УИЛЬЯМС (Vaughan Williams) Ралф (Рэйф) (12.10.1872, Даун-Ампни, графство Глостершир - 26.8.1958, Лондон), английский композитор, органист, дирижёр, педагог, фольклорист. Из семьи юристов; бабушка по материнской линии - сестра Ч. Дарвина. В 1895 году окончил Тринити-колледж Кембриджского университета у Ч. Вуда, в 1896 - Королевский музыкальный  колледж в Лондоне, где учился у У. Паррета (орган), у Х. Пэрри и Ч. Станфорда (композиция). Совершенствовался у М. Бруха (Берлин, 1897) и М. Равеля (Париж, 1908). Органист лондонской церкови Святой Варнавы (Саут-Ламбет) (1896-99). Основатель и главный дирижёр музыкального  фестиваля в Лит-Хилле (1905-1953). Художественный руководитель лондонского Баховского хора (1920-28). Профессор Королевского музыкального  колледжа в Лондоне (с 1921). Сотрудничал с Английским обществом народной песни и танца, Центральный архив при котором (так называемая Мемориальная библиотека) с 1958 года носит его имя.

Воан-Уильямс - наиболее значительный английский композитор со времён Г. Пёрселла, ключевая фигура новой английской композиторской школы («английский музыкальный ренессанс»). В творчестве опирался на фольклор Великобритании и традиции английского барокко. Продолжатель творческой линии Э. Элгара, он оказал большое влияние на целое поколение английских композиторов (У. Уолтон, М. Типпетт, Б. Бриттен). Основные черты стиля сложились в 1-й половине 1910-х годов. Наиболее известные сочинения этого периода: Фантазия на тему Т. Таллиса (для струнного оркестра удвоенного состава, 1910), «Взлетающий жаворонок» (пьеса для скрипки с оркестром, 1914). В основе оперы «Хью-гуртовщик» (1914, постановка 1924, Лондон; последняя редакция - 1956) - незатейливый мелодраматический сюжет из эпохи наполеоновских войн; комедийно-лирические интонации фольклорного происхождения мастерски вплетены в изысканную оперную ткань, характерную для рубежа 19-20 века. Вершины творчества композитора - в области симфонической и вокально-хоровой музыки. 4-я симфония (1934) воспринималась современниками как высшее достижение новой английской композиторской школы. Лирическая кульминация творчества Воан-Уильямса - 5-я симфония (1943), созданная на том же материале, что и опера «Путь пилигрима» (1949; постановка 1951, Лондон). 6-я симфония (1947) отмечена настроениями крайнего пессимизма; необычно задумана и мастерски выполнена финальная фуга, выдержанная в темпе ларго и в динамике пианиссимо. 7-я симфония (1952) написана на материале музыки к фильму «Скотт Антарктический» (1948) о полярном исследователе Р. Скотте и посвящена его памяти. Среди вокально-симфонических произведений выделяются сюита для хора и оркестра «Пять портретов Тюдора Эллинора» (на слова поэта конца 15 – начала 16 веков Дж. Скелтона, 1935), а также рождественская кантата «Hodie» («Ныне»; на латинские и английские тексты, 1954). Огромной популярностью пользуются духовные гимны Воан-Уильямса в обработках для хора с органом, некоторые из них бытуют как народные песни. Среди других сочинений: балет «Старый король Коул» (1923), 3 маски, обработки народных песен, струнный квартет, музыка к театральным постановкам и кинофильмам.

Реклама

Соч.: English folk-songs. L., 1912; Some thoughts on Beethoven’s choral symphony. L., 1953; Становление музыки. М., 1961; National music, and other essays. L., 1963.

Лит.: Pakenham S. R. V. Williams. А discovery of his music. L., 1957; Конен В. Р. Воан Уильямс. Очерк жизни и творчества. М., 1958; Williams U. R.V.W.: а biography of R. V. Williams. L., 1964. Oxf., 1988; Kennedy М. The works of R. V. Williams. 2nd ed. L., 1966; Hurd М. V. Williams. L., 1970; Hesse L.-W. Studien zum Schaffen des Komponisten R. V. Williams. Regensburg, 1983; V. Williams studies / Ed. А. Frogley. Camb., 1996; V. Williams in perspective / Ed. L. Foreman. [L.], 1998.Д. Б. Горбатов.