Военно-учебные заведения
ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, военные образовательные учреждения профессионального образования, предназначенные для подготовки, переподготовки и повышения квалификации военнослужащих. К военно-учебным заведениям Российской Федерации относятся: военные академии, военные (военные инженерно-технические, военно-транспортные) университеты, высшие военные (командные, военно-инженерные, авиационно-инженерные и др.) училища (военные институты), военные (военно-морские, военно-медицинские) институты, учебные центры (курсы), военные факультеты при гражданских вузах и др.
В большинстве зарубежных государств к военно-учебным заведениям относятся: первичные офицерские школы (училища), военные колледжи - средние военно-учебные заведения; штабные школы (колледжи), военные академии видов вооруженных сил и родов войск, академии национальной обороны - высшие военно-учебные заведения. В США в 280 колледжах и университетах имеются 4-годичные курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва.
Первые военно-учебные заведения появились в конце 17 - начале 18 века в ряде стран Западной Европы с появлением регулярных армий. По инициативе Петра I в 1698 году в Москве открылись артиллерийская и пехотная школы, в Азове - мореходная школа, в 1701 - Школа математических и навигацких наук. Во время Северной войны 1700-21 годов образованы артиллерийская (1712), инженерная (1719) школы и Морская академия (1715) в Санкт-Петербурге, хирургическая (1707), инженерная (1712) школы и школа переводчиков в Москве. Срок обучения в военных школах был 5-12 лет. В учреждённых в Санкт-Петербурге сухопутном (1732), морском (1752), артиллерийском и инженерном (1762) кадетских корпусах готовились не только офицеры, но и чиновники государственных учреждений. В 18 веке кадетские корпуса выпустили около 3,5 тысяч офицеров, в том числе 450 морских. Рост вооруженных сил, усложнение военного дела на рубеже 18-19 веков потребовали повышения уровня специального образования и штабной подготовки офицеров, расширения сети военно-учебных заведений, возникновения высших военно-учебных заведений. В начале 19 века открылись Главные артиллерийские и инженерные училища с классами для подготовки офицеров с высшим специальным образованием. Появились первые военно-учебные заведения штабной службы: Петербургское и Московское училища колонновожатых (1810). В 1840-е годы учреждена должность Главного начальника военно-учебных заведений. К середине 19 века в России было 4 военных академии, 18 сухопутных (из них 4 подготовительных) кадетских корпусов, Морской кадетский корпус, Пажеский корпус, 3 юнкерских, 3 военно-морских артиллерийских, 1 инженерное и 2 казачьих училища, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавказских юнкеров и 5 школ подпрапорщиков при армейских корпусах, аудиторская школа для подготовки военных юристов.
Реклама
Крымская война 1853-56 годов вскрыла недостатки в подготовке офицеров, главным образом в кадетских корпусах, где на первом плане находилась плац-парадная муштра. В ходе военных реформ 1860-70-х годов по инициативе военного министра Д. А. Милютина специальное (военное) образование было отделено от общего, а военно-учебные заведения разделены на 4 разряда: высшие (военные академии), средние (военные и юнкерские училища, специальные школы), средние общеобразовательные (военные гимназии и кадетские корпуса) и низшие (военные школы). Начиная с 1863 года, кадетские корпуса (кроме Пажеского и Финляндского) преобразованы в военные гимназии. Для подготовки технических специалистов были созданы оружейная, техническая, пиротехническая, топографическая, фельдшерская и другие школы. В 1880-е годы военный министр П. С. Ванновский восстановил кадетские корпуса как закрытые учебные заведения. В начале 20 века подготовка военных кадров стала отставать от практики вооруженной борьбы, что подтвердилось в ходе русско-японской войны 1904-05 годов. Поэтому во время проведения военных реформ 1905-1912 годов сеть военно-учебных заведений расширилась, усилилась их специализация. Они стали делиться на разряды: 1) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действительной службы (7 академий, 3 морские высшие школы, стрелковая, кавалерийская, артиллерийская, электротехническая, воздухоплавательная, железнодорожная, фотографическая и другие офицерские школы); 2) средние специальные, готовившие командные и инженерно-технические кадры (прапорщиков, подпоручиков и поручиков) для армии и флота из числа лиц, окончивших кадетские корпуса и средние общеобразовательные школы (12 пехотных, 3 кавалерийских, 2 казачьих, 3 артиллерийских, 1 инженерное, 1 военно-топографическое, 4 военно-морских училища, 2 авиационные школы и др., офицерские классы Пажеского корпуса для подготовки офицеров в гвардию); 3) средние общеобразовательные (28 кадетских корпусов, общие классы Пажеского корпуса и др.); 4) низшие специальные школы (технические, пиротехнические, оружейные, мореходные, минные, военно-фельдшерские и др.). В программах и учебных руководствах военно-учебных заведений больше места, чем прежде, отводилось отработке практических навыков и приёмов. С начала 1-й мировой войны при военных училищах были созданы ускоренные (6-8 месяцев) курсы прапорщиков, позднее при запасных пехотных бригадах стали создаваться пехотные школы прапорщиков (срок обучения 3 месяца).
После Октябрьской революции 1917 года, согласно приказу наркома по военным делам от 28.1.1918, на базе расформированных военных училищ старой российской армии 14.2.1918 открылись 13 ускоренных (3-4 месяца) военных курсов, готовивших из рабочих и крестьян комсостав для пехоты, кавалерии, артиллерии, инженерных войск и др. Одновременно начали работать курсы по подготовке комсостава флота. В 1919 году для подготовки старшего комсостава армии и флота организована сеть высших военно-учебных заведений (академии, институты). За годы Гражданской войны 1917-22 годов военно-учебные заведения подготовили около 60 тысяч командиров. Так как основную массу военно-учебных заведений составляли краткосрочные курсы (дававшие только начальную военную подготовку), они не могли удовлетворить потребности РККА и РККФ в командных кадрах. В ходе военной реформы 1924-25 годов была создана система военно-учебных заведений, включавшая: подготовительные военные школы; военные школы; окружные повторные курсы; курсы усовершенствования; военные академии. К 1929 году в СССР действовали 6 военных академий, 48 военных школ сухопутных войск, 8 школ ВВС, 3 военно-морских училища. Наиболее распространённым типом военно-учебных заведений стали средние военные школы, преобразованные во 2-й половине 1930-х годов в военные училища. В связи с созданием кадровой армии и угрозой возникновения войны сеть военно-учебных заведений была расширена, а в Наркомате обороны СССР создано Управление военно-учебных заведений (1936). В 1941 году в СССР насчитывалось 19 военных академий, 10 военных факультетов при гражданских вузах, 203 средних военных училища, 68 курсов усовершенствования, в которых обучалось свыше 300 тысяч человек. В начале Великой Отечественной войны многие военно-учебные заведения были эвакуированы вглубь страны, сроки обучения сокращены. В 1943 году образованы суворовские училища и нахимовские училища. За годы войны военно-учебные заведения подготовили для армии и флота около 2 миллионов офицеров. В послевоенный период в связи с ростом технической оснащённости Советских Вооруженных Сил потребовалось большое количество квалифицированных кадров, что привело к изменениям в системе подготовки офицеров в 1950-60-е годы (средние военные училища преобразуются в высшие, создаются новые со сроками обучения 4-5 лет). К середине 1970-х годов сложилось 3 уровня военного образования: среднее военно-специальное, высшее военно-специальное и высшее военное. Непосредственное руководство военно-учебных заведений осуществляли главнокомандующие видами вооруженных сил и начальники родов войск, Главного и Центрального управлений МО СССР. Координация деятельности военно-учебных заведений, выработка предложений по организации и совершенствованию учебной и методической работы возлагались на Главное управление военно-учебных заведений МО СССР. В 1992 году военно-учебные заведения СССР, расположенные на территории Российской Федерации, преобразованы в военно-учебные заведения Российской Федерации, а Главное управление военно-учебных заведений на правах управления вошло в состав Главного управления подготовки и распределения кадров МО Российской Федерации. В 2002 году Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную программу «Реформирование системы военного образования Российской Федерации на период до 2010 года», цель которой - создать оптимальную сеть военно-учебных заведений, отвечающую потребностям военной организации и экономическим возможностям государства.
Наиболее известными зарубежными военно-учебными заведениями, готовящими офицерские кадры, являются: для сухопутных войск - Военное училище (Вест-Пойнт, США), Королевское военное училище (Сандхерст, Великобритания), Военная школа сухопутных войск (Коэткидан, Франция), Офицерская школа (Ганновер, Германия); ВВС - Военно-воздушное училище (Колорадо-Спрингс, США), Крануэллский авиационный колледж (Великобритания), Офицерская школа ВВС (Салон-де-Прованс, Франция), Военная авиационная школа (Нойбиберг, Германия), Военное авиационное училище (Поццуоли, Италия); ВМС - Военно-морское училище (Аннаполис, США), Дармутский («Британия») военно-морской колледж (Великобритания), Военно-морское училище (Ливорно, Италия).
Лит.: Греков Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений, 1700-1910. М., 1910; Бескровный Л. Г. Военное образование в России в XIX в. М., 1970; Камков И. А., Конопляник В. М. Военные академии и училища. 2-е изд. М., 1974.