Вольф Хуго

Вольф (Wolf) ХугоВОЛЬФ (Wolf) Хуго (13.3.1860, Виндишграц, Южная Штирия, ныне Словеньградец, Словения - 22.2.1903, Вена), австрийский композитор, пианист и музыкальный  критик. Один их крупнейших мастеров камерно-вокальной лирики конца 19 века. С 1875 года учился в Венской консерватории (исключён «за недисциплинированность»), с 1877 - самостоятельно. В 1875 году познакомился с Р. Вагнером, которого боготворил, в 1879 - с И. Брамсом. В 1881-82 годах дирижировал в городском театре в Зальцбурге. В 1884-87 годах сотрудничал в еженедельной газете «Wiener Salonblatt», где полемизировал с критиками-брамсианцами (Э. Гансликом, М. Кальбеком), страстно защищал «новаторов» (Ф. Листа, Вагнера и А. Брукнера), противопоставляя их «консерватору» Брамсу. Первые крупные произведения: струнный квартет (d-moll, 1884) и симфоническая поэма «Пентесилея» (по Г. фон Клейсту, 1885). Переломным годом для Вольфа стал 1888 год, когда он создал первый большой цикл песен для голоса с фортепиано «Стихотворения Э. Мёрике» (выделяется ярко драматическая песня «Огненный всадник»). В 1889 году закончены циклы «Стихотворения Й. Эйхендорфа» и «Стихотворения И. В. Гёте», в 1890 - «Старинные напевы. Шесть стихотворений Г. Келлера». В ряде песен обращался к немецким переводам испанской и итальянской лирики: Испанская (по П. Хайзе и Э. Гейбелю, 1890) и Итальянская (по Хайзе, 1896) книги песен, «Три стихотворения Микеланджело» (1897). Выступая в ансамбле с певцом Ф. Йегером, добился признания в Германии. Пережив творческий кризис 1892-94, в 1895 году Вольф создал комическую оперу «Коррехидор» (либретто Р. Майредер по новелле П. А. де Аларкона «Треугольная шляпа», поставлена в 1896, Мангейм; 2-я редакция - 1898, Страсбург; редактор Г. Малера - 1904, Вена, Гамбург, Штутгарт). В 1897-98 годах работал над трагической оперой «Мануэль Венегас» (текст М. Хёрнеса по роману «Младенец с шаром» Аларкона; концертное исполнение 5 завершённых сцен - 1903, Мангейм). С 1897 года композитор страдал душевным расстройством; после попытки самоубийства в 1898 году Вольф помещён в клинику для душевнобольных, где и умер.

Реклама

Автор около 300 песен, Вольф наследовал традицию вокальных циклов Ф. Шуберта и Р. Шумана, их тенденцию к философскому углублению и обобщению романтичных тем и образов, умение в лаконичной форме немногими штрихами передать многогранное поэтическое содержание; стремился выявить индивидуальную манеру каждого поэта. Воздействие Р. Вагнера (главным образом изысканного гармонического стиля оперы «Тристан и Изольда») ощутимо на протяжении всего творческого пути Вольфа («Перегрина», «Вздох» из «Стихотворений Э. Мёрике», Испанская книга песен, «Три стихотворения Микеланджело»). Ряд песен представляют собой монологические и условно-диалогические сценки, отражающие интерес композитора к музыкальному театру (большинство «Стихотворений Й. Эйхендорфа», «Нет, юноша», «Возлюбленного в Пенне я имею» из Итальянской книги песен); меткость обрисовки действия, характерность речевых интонаций роднят их с реалистическими исканиями русских композиторов - А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева. Ради сохранения в музыке смысловых и синтаксических акцентов стиха Вольф зачастую отказывался от формальной симметрии музыкальных построений; важнейший тематический материал песни нередко сосредоточен в фортепианной партии, обобщающей и тонко детализирующей основной образ средствами гармонии и фактуры.

Среди инструментальных сочинений известностью пользуется Итальянская серенада для струнного квартета (1887) и её авторская аранжировка для оркестра (1892). Некоторые песни переложены автором для голоса с оркестром (2 духовные песни из Испанской книги песен переложены И. Ф. Стравинским), а также для хора.

Нотные изд.: Sämtliche Werke / Hrsg. von Н. Jancik u.а. W., 1960. Bd 1.

Соч.: Musikalische Kritiken. Lpz., 1911.

Лит.: Decsey Е. Н. Wolf. Lpz.; В., 1903-1906. Bd 1-4; Newman Е. Н. Wolf. L., 1907; Bieri G. Die Lieder von Н. Wolf. Bern; Lpz., 1935; Sams Е. The songs of Н. Wolf. N.Y., 1962; Вульфиус П. А. Г. Вольф и его «Стихотворения Эйхендорфа». М., 1970; он же. Г. Вольф: От истоков до заката романтической песни // он же. Статьи. Воспоминания. Публицистика. Л., 1980; Carner М. Н. Wolf songs. L., 1982; Werba Е. Н. Wolf und seine Lieder. W., 1984; Ossenkop D. Н. Wolf: а guide to research. N. Y., 1988; Коннов В. Песни Г. Вольфа. М., 1988; он же. Г. Вольф // Музыка Австрии и Германии XIX в. М., 2003. Кн. 3; Youens S. Н. Wolf: the vocal music. Princeton, 1992; Н. Wolf / Hrsg. von Н. С. Metzger, R. Rien. Мünch., 1992 (Musik-Konzepte. Bd 75).