Вольф Христиан

Вольф (Wolff) Христиан ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (Кристиан) фон (24.1.1679, Бреслау, ныне Вроцлав - 9.4.1754, Галле), немецкий философ, математик, физик, представитель раннего Просвещения, последователь Г. В. Лейбница. Иностранный почётный член Петербургской АН (1725). Учился в университетах Йены и Лейпцига (1699-1703). Профессор в Галле (1706-23), затем в Марбурге и с 1740 года снова в Галле. Считая высшей целью философии достижение умственного и нравственного совершенства людей, Вольф вёл активную педагогическую деятельность и внёс заметный вклад в распространение в Германии научных и философских знаний, в развитие национальной системы образования, немецкой философской терминологии и т. д. Сыграл большую роль при создании Петербургской АН, содействуя приглашению в Санкт-Петербург видных учёных. В многочисленных трудах на немецком и латинском языках Вольф пытался создать систематизированный компендиум философских и научных знаний («Разумные мысли о Боге, мире, человеческой душе и всех вещах вообще» - «Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt», 1725), то есть построить завершённую систему метафизики, основанную на ясных и достоверных принципах бытия и познания и строгих правилах логического мышления (закон противоречия и достаточного основания). В работах Вольфа по математике впервые появляются термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «возведение в степень» и систематически используются точка как знак умножения и двоеточие как знак деления; ему же принадлежит термин «квадратное уравнение» (1710).

Реклама

Система метафизики Вольфа включала 4 части: первую философию, или онтологию, психологию (эмпирическую и рациональную), рациональную космологию (учение о мире в целом), естественную, или рациональную, теологию. Далее шли прикладные части метафизики - науки как об общих свойствах и законах пространственно-временного мира (физика, механика, телеология), так и о конкретных (астрономия, геология, ботаника, биология, физиология и др.), сюда же относилась и практическая философия - этика, политика и экономика. В своих государственно-правовых и политических воззрениях Вольф выступал сторонником естественного права и просвещённой монархии, цель которой - достижение спокойствия, благополучия и счастья всех граждан.

Попытки Вольфа создать универсальный энциклопедический компендий знаний в форме необходимой и строгой системы дедуктивных выводов придали его построениям характер скучного и педантичного изложения плоских истин, перечня банальных правил обыденной жизни и здравого смысла, набора эмпирических понятий и примеров и т. д. С их помощью он иллюстрировал свою систему «истин разума», пытаясь придать им видимость содержательных понятий, или «истин факта», а также решить вопрос о необходимой связи между миром разумно мыслимым, или логически возможным, и эмпирическим, или действительным, миром. Для решения вопроса об основании существования действительного мира Вольф постулировал бытие Бога в качестве разумного и всемогущего существа, который мыслит, выбирает и творит действительный мир как «лучший» из возможных. В решении вопроса о соотношении души и тела Вольф придерживался установленного Г. В. Лейбницем принципа предустановленной гармонии, трактуемой им в духе теории психофизического параллелизма. Познавательно-оптимистическим пафосом философии Вольфа объясняется то большое, хотя и неоднозначное влияние, какое она оказала на весь ход просветительского движения и развитие философской мысли в Германии и ряде других европейских стран.

Многочисленные сторонники и последователи Вольфа в Германии в середине 18 века образовали так называемую лейбнице-вольфовскую школу метафизики, в числе наиболее значительных представителей которой были Г. Б. Бильфингер, Л. Ф. Тюммиг, И. К. Готшед, Ф. Х. Баумейстер, А. Г. Баумгартен, Г. Ф. Мейер и др. Значительное достижение школы Вольфа - становление и развитие эстетики как самостоятельной философской дисциплины. Философия Вольфа пользовалась большой популярностью в России, где с 1720-х годов до середины 19 века она была положена в основу академического и университетского образования. Ряд учеников Вольфа (Г. Б. Бильфингер, И. Фроманн, И. Шаден и др.) преподавали в учебных заведениях России. Некоторые научные и философские идеи Вольфа разделял М. В. Ломоносов, который был в числе слушателей его лекций в Марбурге. Последователями вольфианства в России были А. Т. Болотов, Д. С. Аничков, Д. Н. Синьковский, А. М. Брянцев и др.

Характерное для вольфианцев выдвижение на первый план просветительских и нравственно-воспитательных задач сопровождалось утратой теоретической основательности метафизики Вольфа, постепенным превращением её в поверхностную рассудочно-назидательную философию. Своего апогея этот процесс достиг в так называемой «популярной философии» поздних немецких просветителей, возникновение которой завершило процесс упадка и разложения вольфовской школы.

Соч.: Mathematisches Lexikon. Lpz., 1716; Philosophia prima, sive ontologia. Lipsiae, 1736; Волфиянская экспериментальная физика... / Пер. М. Ломоносова. 2-е изд. СПб., 1760; Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды. СПб., 1765; Gesammelte Werke. Abt. I. Deutsche Schriften. Abt. II. Lateinische Schriften / Hrsg. von Н. W. Arndt u. а. Hildesheim u.а., 1962-1973.

Лит.: Chr. Wolff als Philosoph der Aufklärung in Deutschland. Halle; Wittenberg, 1980; Chr. Wolff 1679-1754. Interpretationen zu seiner Philosophie und deren Wirkung. Hamb., 1983; Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989; он же. Из истории немецкой философии XVIII в. М., 1996; Die Philosophie der deutschen Aufklärung. Texte und Darstellungen. Stuttg., 1990; Х. Вольф и русское вольфианство // Философский век. Альманах. СПб., 1998. Вып. 3; Х. Вольф и философия в России. СПб., 2001 (библ.).

В. А. Жучков.