Волконский Сергей Михайлович
ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович [4(16).5.1860, имение Фалль, близ Ревеля Эстляндской губернии - 25.10.1937, Ричмонд, штат Виргиния, США], князь, российский театральный деятель, художественный критик, прозаик, мемуарист. Из рода Волконских, внук С. Г. Волконского. В 1884 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. С конца 1880-х годов выступал как художественный критик: оригинально соединяя воззрения О. Уайльда и идеи позитивистского эстетического метода И. Тэна, разрабатывал общефилософские и нравственные вопросы искусства. В статьях «Художественное наслаждение и художественное творчество» (1892), «Искусство и нравственность» (1893) и «Искусство» (1899), опираясь на И. Канта, Ф. Шиллера, Г. Спенсера, предпринимал попытку построения «чистой» эстетики и выработки единых позиций научной критики. Литературную известность Волконскому принесла книга «Очерки русской истории и русской литературы» (1896, 1897) - цикл публичных лекций, прочитанных в 1896 году в США. Будучи директором императорских театров (1899-1901), стремился к обновлению репертуара (ввёл на русскую оперную сцену произведения Р. Вагнера), поддерживал в балете новаторскую деятельность М. М. Фокина, привлекал к театральному делу художников «Мира искусства». С начала 1900-х годов в центре интересов Волконского - изучение теории и практики современной режиссуры, актёрского мастерства и декламации, экспериментальной сценографии А. Аппиа. В 1910-е годы Волконский горячо поддерживал систему ритмической гимнастики Э. Жака-Далькроза, начал пропагандировать собственную «ритмическую утопию» - универсальную систему движения человеческого тела как «материала жизни». В 1912-14 годах директор Курсов ритмической гимнастики в Санкт-Петербурге. В 1913-14 годах издатель «Листков Курсов ритмической гимнастики». Основные работы в области эстетики и театральной критики: «Человек на сцене», «Выразительное слово», «Выразительный человек», «Художественные отклики» (все 1912), «Отклики театра» (1914). В 1915 году сочинил и поставил в Мариинском театре аллегорическое действо в форме одноактной пантомимы «1914 год». Начиная с 1880-х годов, создавал в своём имении Павловка «Музей декабриста»; изданный (совместно с Б. Л. Модзалевским) том семейного архива нашёл продолжение в книгах Волконского «О декабристах. По семейным воспоминаниям» (1921), «Воспоминания» (опубликован в 1994). В 1918-21 годах преподавал в театральных студиях и учебных заведениях Москвы, а также Петроградском балетном училище.
Реклама
Член дирекции Большого театра (1918-1919). В конце 1921 года эмигрировал во Францию. Театральный обозреватель газеты «Последние новости» (1924-36). Читал лекции по русской истории и культуре, вёл класс декламации, мимики и ритмики в Русской консерватории в Париже (с 1927 профессор, с 1932 директор). Волконский написал в эмиграции книгу «Мои воспоминания» (тома 1-2, 1923-1924, переиздана в 1992), философическое эссе «Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного» (1924; посвящено М. И. Цветаевой), исторический роман «Последний день» (1925).
Лит.: Ахмеджанова Т. «Волконский необходим...» // Театр. 1989. №8; Трофимова М. Князь театра // Театральная жизнь. 1989. №6, 18; она же. Последние дни князя С. М. Волконского //Там же. 1991. №20; Бачелис Т. О Волконском // Волконский С. М. Мои воспоминания. М., 1992. Т. 2: Родина; Цветаева М. Кедр//Цветаева М. Собр. сочинение М., 1994. Т. 5; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. М., 1997.
Г. А. Вострова.