Воздвижение Креста Господня
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ, один из двунадесятых праздников православной церкви [празднуется 14 сентября старый стиль (27 сентября новый стиль)], посвящённый событию обретения Церковью Креста Господня, утерянного после Распятия Христова.
Обретение Святого Креста произошло во время правления святого императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков 4-5 века, накануне битвы у Мульвийского моста (312) императору Константину было явление Креста с надписью «Сим победиши»; после одержанной победы мать императора святая императрица Елена отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы открыть места, связанные с событиями земной жизни Христа.
Существует три предания об обретении Святого Креста. Согласно наиболее древней версии (4 век), Крест Христов вместе с двумя другими крестами был найден под языческим святилищем Венеры, построенным римлянами после взятия Иерусалима в 70 году. После установления его подлинности (когда, приложившись к Кресту, исцелилась тяжелобольная женщина) епископ Иерусалимский Макарий (умер 333) воздвиг Крест для поклонения. По второй версии (l-я половина 5 века), Святой Крест был найден задолго до императора Константина, но затем скрыт и вновь обретён святой императрицей Еленой. Наибольшее распространение со временем получила третья версия (5 век), основанная на первой, но сообщающая дополнительные подробности - что местоположение Креста указал иерусалимский иудей по имени Иуда, впоследствии ставший епископом Иерусалимским, а подлинность Креста Христова была доказана воскрешением умершего, которого случайно проносили мимо. Третьей версии следует, в частности, Александр Монах (527-565), автор похвального Слова Кресту, которое должно читаться на праздник Воздвижения согласно литургическим памятникам византийской традиции и где впервые упоминается сам термин «воздвижение». Точная дата обретения Креста Господня неизвестна; предположительно оно произошло в 325 или 326 году.
Реклама
Воспоминания обретения Святого Креста первоначально были составным элементом праздничных торжеств в честь Обновления (освящения) Мартириума, главной иерусалимской базилики (освящена около 335), воздвигнутой близ Голгофы и пещеры Гроба Господня. День Обновления Мартириума и храма Воскресения (Гроба Господня) - 13 или 14 сентября - в Иерусалимской церкви праздновался ежегодно с большой торжественностью и к концу 4-5 века отмечался наравне с Пасхой и Богоявлением в течение 8 дней. Начиная с 6 века значение праздника Воздвижения стало постепенно преобладать. К 7 веку тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться. Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником; праздник Обновления иерусалимского храма Воскресения сохранился, но сделался предпраздничным днём перед Крестовоздвижением.
По Типикону Великой церкви, отражающему соборную практику Константинополя 9-12 века, праздник Воздвижения - 5-дневный праздничный цикл, начинавшийся 10 сентября. В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью; после великого славословия утрени совершался чин Воздвижения Креста, затем начиналась Божественная литургия. В памятниках студийской традиции того же времени богослужение праздника Воздвижения имеет практически сформировавшийся вид - сложился корпус чтений (в целом следующий Типикону Великой церкви) и песнопений и так далее.
Согласно принятому ныне в православной церкви Иерусалимскому уставу, имеющему в своей основе студийскую традицию, праздничный цикл Воздвижения состоит из предпразднства 13 сентября (соединённого с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), самого праздника 14 сентября и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября. Служба 14 сентября совершается, по уставу Господских двунадесятых праздников, в кафедральных храмах и монастырях (а в греческой традиции - повсеместно), в конце утрени совершается чин Воздвижения Креста (но даже если чин не совершается, всегда бывает изнесение Креста из алтаря для поклонения).
Иконография Воздвижения Креста существует в двух независимых вариантах - символико-догматическом и историческом. В 1-м случае Воздвижение Креста представляется в контексте богослужения праздника, во 2-м - иллюстрируется сцена поднятия Креста епископом Иерусалимским Макарием. 1-й вариант появляется в византийских миниатюрах 10-11 века (Минологий Василия II, 976- 1025, Библиотека Ватикана; грузинский кодекс Синаксаря Захария Валашкертского, 1030, Институт рукописей АН Грузии, Тбилиси). Чаще всего епископ с Крестом стоит на амвоне, окружённый клириками. В сербских росписях 14 века (церковь Благовещения в Грачанице, церковь Вознесения в Дечанах) в этой сцене впервые появляется изображение императора. В западноевропейском искусстве в состав фресковых и гравюрных циклов 14-15 века, посвящённых истории Креста Господня, входит изображение «исторического» Воздвижения (росписи А. Гадди в церкови Санта-Кроче, Флоренция, 1380; фрески Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-64; цикл гравюр «История Святого Креста», издатель - И. Вельденер, Кулембург, 1484). На Руси, в отличие от Византии, Воздвижение Креста Господня стало сюжетом особой иконы праздничного ряда иконостаса, с оригинальной иконографией: архиепископ расположен лицом к молящимся и поднимает Крест над головой, его поддерживают под руки два диакона, под киворием стоят император Константин и императрица Елена (икона-таблетка из собора Святой Софии в Великом Новгороде, конец 15 - начало 16 века). В 16 веке на некоторых русских иконах Воздвижения Креста Господня появляется изображение колонны с конной статуей императора Юстиниана, благодаря чему уточняется место действия (храм Святой Софии в Константинополе). Имя патриарха иногда пишется как Сильвестр (папа Римский, участвовавший, по преданию, в поисках Истинного Креста в Иерусалиме и пославший белый клобук новгородским архиепископам). В 16-17 веках Воздвижение Креста Господня в поствизантийской и русский иконописи нередко сочетается с сюжетом Обретения Святого Креста императрицей Еленой. В конце 17-18 века Крест обычно изображают выше человеческого роста, в меру подлинного Креста Господня. На Западе сохраняется «исторический» тип Воздвижения Креста Господня, в 16-17 веках этот сюжет встречается редко (К. де Фигуэйредо, алтарь собора Святого Креста в Коимбре, 1522-30). В 18 веке Воздвижение Креста Господня известно в составе нескольких фресковых ансамблей (фрески собора бенедиктинцев в Виблингене, 1778-80, художник И. Зик).
Лит.: Straubinger J. Die Kreuzauffindungslegende: Untersuchungen über ihre altchristlichen Fassungen mit besonderer Berücksichtigung der syrischen Texte. Paderborn, 1912; Mazzoni Р. La leggenda della Croce nell’arte italiana. Firenze, 1914; Скабалланович М. Н. Воздвижение Честнаго Креста. К., 1915; Drijvers J.-W. Helena Augusta: the mother of Constantine the Great and the legend of her finding of the True Cross. Leiden, 1992; van Tongeren L. Exaltation of the Cross: towards the origins of the feast of the Cross and the meaning of the Cross in early Medieval liturgy. L., 2000; Шалина И. А. Реликвии в восточно-христианской иконографии. М., 2005.
М. С. Желтов, А. А. Лукашевич; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).