Возвышенное
ВОЗВЫШЕННОЕ, эстетическая категория, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения. Представление о возвышенном как особом стиле ораторской речи возникло на закате античности. В трактате 1 века нашей эры «О возвышенном» (русский перевод 1966), который долгое время приписывали Дионисию Кассию Лонгину (3 век нашей эры), возвышенное характеризуется как то, что не столько убеждает, сколько восхищает, потрясает и поражает. Это значение термина сохранилось вплоть до эпохи Возрождения, когда трактат Псевдо-Лонгина сделался предметом внимательного изучения и комментирования. Как самостоятельное эстетическое понятие возвышенное было впервые разработано в трактате Э. Бёрка «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757, русский перевод 1964). Бёрк связывал возвышенное с присущим человеку чувством самосохранения и видел источник возвышенного во всём, что так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, т. е. во всём, «что так или иначе ужасно».
Реклама
И. Кант в «Критике способности суждения» (1790) дал систематический анализ противоположности между прекрасным и возвышенном: если прекрасное характеризуется определённой формой, ограничением, то сущность возвышенного заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет его как физическое существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нём сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой. Вследствие этого нравственного характера возвышенного, его связи с идеей свободы Кант ставит возвышенное выше прекрасного. В последующем развитии немецкой эстетики центр тяжести в понимании возвышенного был перенесён с восприятия его на соотношение между идеей и формой, выражаемым и выражением. Ж. П. Рихтер определял возвышенное как бесконечность, взятую применительно к чувственному предмету, Ф. В. Шеллинг - как воплощение бесконечного в конечном; Г. В. Ф. Гегель - как несоразмерность между единичным явлением и выражаемой им бесконечной идеей.
Лит.: Monk S.Н. The sublime. 2nd ed. Ann Arbor, 1960; Das Erhabene: Zwischen Grenzerfahrung und Größenwahn / Hrsg. von Ch. Pries. Weinheim, 1989; Lyotard J.-F. Leçons sur l’Analytique du sublime. Р., 1991.