Апостолы
АПОСТОЛЫ (от греческого απ?στολος - посланник, вестник), ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им и посланные на проповедь Евангелия и устроение Церкви. В Новом Завете в большинстве случаев апостолами называются 12 наиболее близких учеников Иисуса Христа и апостол Павел. Это наименование также прилагается к Варнаве наряду с Павлом (Деяние 14:4,14), к Андронику и Юнии (Рим. 16:7).
Суть служения апостолов выражена в богословии апостола Павла и Евангелиях: апостол - личный посланник Бога через Иисуса Христа (Гал. 1:1). Апостольское служение есть, прежде всего, проповедь (1 Кор. 9:16-17), совершение таинств и других богослужений (Мф. 28:19; Ин. 4:2; 1 Кор. 1:14,16). Число апостолов - 12 - глубоко символично. Подобно сыновьям Иакова, основоположникам 12 колен еврейского народа, апостолы должны стать во главе Церкви Христовой - центром, вокруг которого соберётся новый эсхатологический Израиль; именно они будут в последний день судить 12 колен нового Израиля (Мф. 19:28).
Имена апостолов приводятся в синоптических Евангелиях и Деяниях: списки начинаются с апостола Петра (приводится его первое имя - Симон; ср. Ин. 1:42); во всех списках названы Филипп и Паков Алфеев. В списках синоптических Евангелий на последнем месте стоит впоследствии отпавший Иуда Искариот (не упомянутый в Деяниях 1:13 и заменённый в Деяниях 1:26 на Матфия, избранного по жребию на его место). Во всех четырёх списках в разной последовательности названы также: Андрей (брат апостола Петра; смотри Андрей Первозванный), Иаков Зеведеев и его брат Иоанн (смотри Иоанн Богослов), Варфоломей, Фома и Матфей (согласно Мк. 2:14 и Лк. 5:27, его звали Левий). Упомянутый во всех списках апостол Варфоломей (арамейский - «сын Толами») обычно отождествляется с отсутствующим в этих списках Нафанаилом, о котором сообщает евангелист Иоанн. Его полное арамейское имя в таком случае было Натанаэль бар-Толами. Употреблением нескольких имён для обозначения одного и того же лица объясняется и тот факт, что апостол Иуда, которого евангелист Лука, чтобы избежать путаницы с Иудой Искариотом (ср.: Ин. 14:22), называет Иудой Иаковлевым, в перечнях евангелистов Матфея и Марка назван соответственно Фаддеем (еврейский - «хвалящий») или Леввеем (еврейский - «сердечный»), апостол Симон у Матфея и Марка назван Кананитом, что указывает на его приверженность Закону Моисееву или принадлежность к партии «ревнителей» - зелотов.
Реклама
Евангелист Лука сообщает также о послании Иисусом на миссию 70 (в некоторых древних рукописях 72) апостолов (Лк. 10:1-2). Как и 12, число 70 имеет религиозную символику, метафорически указывая на все языческие народы, населяющие землю, и в случае 72 — на весь Израиль [ср. 70 народов, произошедших от сыновей Ноя (Бытие 10:2-20)]. 72 соответствует шестикратно умноженному числу колен Израилевых.
До конца 2 века нашей эры странствующие проповедники Евангелия также назывались апостолами (Дидахэ, 11). Служение в церкви по распространению веры и ныне называется равноапостольным. Так, равноапостольными почитаются Нина, просветительница Грузии, великий князь Владимир, святитель Николай Японский и др.
Иконография. Наиболее ранние изображения 12 апостолов - на фресках римских катакомб (3-4 века). Апостолы облачены в туники с клавами и паллиумы, с 6 века предстают в хитонах и гиматиях, с нимбами. Их облик почти сразу же индивидуализируется: за каждым апостолом закрепляются определённые возрастные и физиогномические характеристики, а иногда и цвета одежд. Атрибуты апостолов - книги (Евангелия), позднее - орудия их мученических страстей; у апостола Петра — ключ (с середины 4 века). 12 апостолов вокруг Христа изображались на фресках раннехристианских катакомб, на рельефах реликвариев и саркофагов, в мозаиках (Арианский баптистерий в Равенне, около 520 года); около 5 века в искусстве появляется мотив Тайной вечери. С конца 5 века медальоны с 12 апостолами помещались в алтаре. В 6 веке в алтарных росписях появляется иконографический сюжет «Причащение апостолов». В послеиконоборческий период фигуры 12 апостолов помещали в простенках между окнами барабана купола (Софийский собор в Киеве, 1-я половина 11 века). С 12 века в Византии известен апостольский деисус - апостолы вместе с Богоматерью и святым Иоанном Предтечей предстоят Господу Вседержителю. В это же время в Западной Европе изображения 12 апостолов появляются на антепендиумах и алтарях-ретабло. В русскую церковную практику апостольский деисус введён в середине 17 века патриархом Никоном.
«Собор 12 апостолов» как икона соответствующего праздника имеет 2 варианта. Более ранний вариант - 12 апостолов, стоящих в 2 ряда, с Петром и Павлом в центре; с 15 века - полуфигуры 12 апостолов в завитках лозы, с Христом, Богоматерью и святым Иоанном Предтечей («Союзом любве связуемы апостолы»). Апостолы присутствуют в ряде евангельских сюжетов (Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа), а также в композициях «Успение Богоматери», «Страшный суд», «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Суббота всех святых» и пр. С 8-9 веков известны циклы деяний, страданий и проповеди апостолов (триклиний папы Льва III в Латеранском соборе в Риме, 795-816 годы). Жития апостолов во многом носят апокрифический характер; чаще встречаются житийные циклы апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова. Апостолы из числа 70 известны по храмовым росписям (обычно на арках) и по иллюстрациям месяцесловов.
Лит.: Глубоковский H. H. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. СПб., 1902. М., 1999; Myslivec J. Zivoty apöstolü v byzantském umеni: Dvë Studie z dëjin byzantského umеni. Praha, 1948; Mâle E. Les saints compagnons du Christ. P., 1988.
И. Л. Бусева-Давыдова (иконография).