Второй империи стиль
ВТОРОЙ ИМПЕРИИ СТИЛЬ, стиль Наполеона III, Второй ампир (Second Empire), условное наименование стилевого направления во французской архитектуре и дизайне эпохи Второй империи (1852-1870). Утверждение легитимности и значительности государственной власти, преемственности между Первой и Второй империями выражалось в размахе градостроительства (перестройка центра Парижа в 1853-96, которая была начата под руководством префекта департамента Сена барона Ж. Э. Османа) и архитектурных ансамблях, созданных Ж. И. Итторфом, В. Л. Бальтаром, Ф. Дюбаном, Г. Давиу, Л. Водуайе и др., в демонстративной роскоши оформления интерьеров, фасадов общественных зданий, площадей, парков. Эклектизм в архитектуре и дизайне становится основным направлением (вплоть до начала 1-й мировой войны); зодчие обращаются к традициям палладианства, барокко, французскому искусству эпох Людовика XIV и Людовика XV (завершение оформления Нового Лувра, 1853-1869, архитекторы Л. Т. Висконти и Э. М. Лефюэль, и др.). Неотъемлемая часть архитектурных ансамблей того времени - монументально-декоративная скульптура аллегорического характера (Ж. Б. Карпо, Ф. Ж. Дюре, Ш. А. А. Гюмери и др.). Символом художественного вкуса эпохи становится помпезное здание Парижской оперы (Гранд-Опера; 1861-75), построенное Ш. Гарнье (скульптурные группы на фасаде работы Карпо и А. Э. Каррье-Беллёза; в декоративном оформлении принимали участие 75 скульпторов и 15 живописцев).
Реклама
Наряду с заимствованием исторических форм получила развитие наметившаяся уже к середине 19 века (интерьеры парижских библиотек - Сент-Женевьев, 1843-50, и Национальной, 1861-69; оба – архитектор А. Лабруст) тенденция применения новых технологий и материалов (железо-бетонные конструкции, стекло), прежде всего в инженерно-технических сооружениях (вокзалы, мосты, выставочные павильоны). В здании Северного вокзала в Париже (1863-64, архитектор Ж. И. Итторф) фасады, выполненные в традициях эклектики и обильно украшенные скульптурой, сочетаются с новаторским решением центрального зала и дебаркадера. В декоративно-прикладных искусствах и оформлении интерьера стремление к роскоши реализуется за счёт дорогих материалов, нередко - имитации и внешних эффектов. Так, в мебели, наряду с экзотическими и дорогими породами дерева, использовалось папье-маше, широко внедрялось чугунное литьё. Доля серийного фабричного производства во всех сферах дизайна увеличилась. В изобразительном искусстве Второй империи стиль ознаменован господством официального салонного искусства.
Второй империи стиль распространился за пределы Франции [здания Государственного, Военного и Морского департаментов в Вашингтоне (1871-86, архитектор А. Б. Маллет); Оперный театр (1878-79) и зал Гарнье (1880) в Монте-Карло, оба - архитектор Ш. Гарнье]. Исторические параллели этому стилю можно найти в других странах - например, в необарочной архитектуре Украины (здания оперных театров в Одессе, 1884-87, архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, и во Львове, 1897-1900, архитектор 3. Горголевский). «Возрождение готики» (в творчестве Э. Э. Виолле-ле-Дюка), смешение готических и ренессансных традиций (здание парижской Ратуши, 1873, архитектор Т. Баллю) близки исканиям мастеров викторианского стиля в Англии. Во Франции стилю Второй империи наследовал так называемый стиль бозар.
Лит.: The Second Empire, 1852-1870: art in France under Napoleon III. (Cat.). Phil.; Р., 1978; Mainardi Р. Art and politics of the Second Empire... New Haven, 1987; Mead Ch. Ch. Garnier’s Paris opéra. N. Y., 1991; Van Zanten D. Building Paris: architectural institutions and the transformation of the French capital, 1830-1870. Camb., 1994.
К. Л. Лукичёва.