Вышнеградский Иван Александрович

ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Александрович [4.5(16.5).1893, Санкт-Петербург - 29.9.1979, Париж], российский композитор, музыкальный теоретик. Сын А. И. Вышнеградского. Представитель музыкального  авангардизма 1910-20-х годов. Занятия композицей и теорией музыки у Н. А. Соколова (ученика Н. А. Римского-Корсакова) сочетал с посещением философского факультета в Санкт-Петербургском университете. На Вышнеградского огромное влияние оказала идея космического синтеза искусств А. Н. Скрябина (раннее сочинение Вышнеградского «День бытия», 1917, на собственный текст, воспринимается как прямое продолжение скрябинской «мистерии»), Статьи Вышнеградского «Раскрепощение звука» и «Раскрепощение ритма» (обе 1923) имеют характер эстетического манифеста. Считая возможности 12-тоновой темперации исчерпанными, предложил другие виды темперации, основанные на делении целого тона на большее чем 2 количество равных частей - «микротонов» (наиболее актуальным для своего времени считал деление целого тона на 4 четвертитона); также предлагал деление октавы на произвольное (10, 20) количество равных по величине интервалов и, наконец, деление семиоктавного диапазона на 505 частей (называл такой тип звуковой системы «звуковой континуум», а взаимную независимость ступеней подчёркивал термином «пансонорность»). Под «освобождением ритма» понимал внедрение в него неких иррациональных величин, несводимых к традиционным числовым пропорциям. Практические «опыты преодоления темперации» (выражение Б. В. Асафьева) Вышнеградский начал сочинением «7 вариаций на ноту до» для 2 фортепиано с четвертитоновой настройкой ор. 10 (1920). В 1920 году эмигрировал в Париж, затем переехал в Берлин, где работали А. Хаба, Й. Магер, В. Мёллендорф, Р. Штайн, также экспериментировавшие в области микрохроматики.

Реклама

Среди других сочинений: симфония «Так говорил Заратустра» для 4 фортепиано ор. 17 (2-я редакция - 1936), «Космос» для 4 фортепиано ор. 28 (1940), «Этюд в форме магического квадрата» для фортепиано ор. 40 (1956), «Ультрахроматический этюд» для органа в настройке 1/31 октавы ор. 42 (1959). В 1950-60-е годы сочинял для волн Мартено [«Transparences I, II» ор. 36 и 47 (1953, 1963)]. В музыке Вышнеградского, несмотря на заявленную «раскрепощённость», сохраняется преемственность с позднеромантичной тональностью («ультрахроматизм» трактуется как обострение присущих ей ладовых тяготений); ритмика Вышнеградского вполне традиционно опирается на такт.

Соч.: Manuel d harmonie à quarts de ton. Р., 1932; Раскрепощение звука. Раскрепощение ритма // Музыкальная академия. 1992. №2.

Лит.: Посвящается И. А. Вышнеградскому // Музыкальная академия. 1992. №2; Barthelmes В. Raum und Klang: das musikalische und theoretische Schaffen Ivan Wyschnegradskys. Hofheim, 1995. И. Вышнеградский. Пирамида жизни. М., 2001.

И. К. Кузнецов.