Вышнеградский Иван Алексеевич

Вышнеградский Иван АлексеевичВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич [20.12.1831(1.1.1832), город Вышний Волочёк Тверской губернии - 25.3(7.4).1895, Санкт-Петербург], российский инженер, математик, предприниматель, государственный деятель, действительный тайный советник (1890), почётный член Петербургской Академии Наук (1888). Из семьи священника, потомственный дворянин с 1882 года. Отец А. И. Вышнеградского. Окончил физико-математический факультет Главного педагогического института в Санкт-Петербурге (1851). Магистр математических наук (1854). В Санкт-Петербурге преподавал математику во 2-м кадетском корпусе (1851-54), математику и прикладную механику в Михайловской артиллерийской академии (1854-1875; с 1865 профессор); профессор механики (1862-86) и директор (1875-79) Технологического института. Один из создателей российской школы инженеров-машиностроителей. Основоположник теории автоматического регулирования, сформулировал условие устойчивости систем регулирования, которое в мировой технической литературе получило название «критерий Вышнеградского», оказал сильное влияние на работы российских и зарубежных специалистов в этой области и на практику мирового регуляторостроения.

Реклама

Член Временного артиллерийского комитета (1859-78), инженер-механик Главного артиллерийского управления (1867-1878); участвовал в перевооружении армии, проектировал крупные предприятия военной промышленности, руководил их строительством и переоборудованием (в том числе Охтинского порохового завода, механических мастерских Петербургского арсенала). Член Совета министра народного просвещения (1884-1886), участвовал в разработке университетского устава 1884 года. Один из теоретиков и организаторов профессионально-технического образования в России, главный разработчик «Проекта общего нормального плана промышленного образования в России» (1884), на основе которого в 1888 году принято «Основное положение о промышленных училищах» (действовало до 1917).

Одновременно занимался предпринимательством, состоял членом правления акционерных обществ: Санкт-Петербургских водопроводов (с 1869), Рыбинско-Бологовской железной дороги (с 1874), Киево-Брестской железной дороги (с 1875), Юго-Западных железных дорог (с 1878; с 1881 председатель правления общества). К 1887 году владел состоянием на сумму около 1 миллиона рублей. Член Совета торговли и мануфактур при Министерстве финансов (с 1872).

С начала 1880-х годов публиковался в газете «Московские ведомости», выступал против политики министра финансов Н. Х. Бунге, пользовался поддержкой влиятельных консерваторов М. Н. Каткова и В. П. Мещерского. По их ходатайству перед императором Александром III Вышнеградский назначен членом Государственного совета (1886), а 1(13).1.1887 - управляющим Министерством финансов. В 1886 году представил императору записку о путях преодоления финансового кризиса (одобрена Александром III; впервые опубликован: «Река времен», книга 1, 1995). Министр финансов [1(12).1.1888 - 30.8(11.9).1892]. В управлении Министерством финансов во многом следовал «национальной» программе М. Н. Каткова. Проводил политику усиления государственного вмешательства в экономику, форсировал экспорт хлеба, ограничил импорт товаров, в 1891 году добился утверждения протекционистского таможенного тарифа. По инициативе Вышнеградского в 1889 году установлена государственная монополия на железнодорожные тарифы, в Министерстве финансов образован Департамент железнодорожных дел, выкуплен в казну ряд малодоходных частных железнодорожных линий, возобновлено казённое железнодорожное строительство. Вышнеградский способствовал возрастанию роли Государственного банка в экономической политике, расширению сети государственных сберегательных касс, усилению контроля Министерства финансов за частными кредитными учреждениями, казённому финансированию отдельных отраслей промышленности. С целью сбалансирования государственного бюджета Вышнеградский настаивал на необходимости мирной внешней политики, уменьшении расходов на нужды армии и флота, предлагал начать переговоры с другими странами о разоружении или ограничении новых вооружений. В 1888-90 годах осуществил конверсию внешнего государственного долга (1,7 миллиардов рублей) из 5% в 4%, что при увеличении общей суммы долга сократило ежегодные выплаты по его обслуживанию. Вышнеградский отказался от курса Н. Х. Бунге на проведение социальных преобразований: прекратил реформирование податной системы и дальнейшее развитие фабричного законодательства, сократил объём операций Крестьянского поземельного банка, одновременно ещё более понизил льготный процент по ссудам в Дворянском земельном банке. Вышнеградский повысил налоги - прямые (государственный поземельный, с торговли и промыслов) и косвенные (ввёл акцизы на спички и керосин, увеличил акцизы на сахар, табак и спиртные напитки), а также гербовые сборы; начал подготовку к введению винной монополии (реализовано С. Ю. Витте, преемником Вышнеградского на посту министра финансов). Вышнеградский добился частичной стабилизации финансов, преодолел хронический дефицит государственного бюджета, активизировал торговый и платёжный балансы Российской империи и тем самым создал предпосылки для упорядочения расстроенного денежного обращения. Принял намеченный при Н. Х. Бунге план денежной реформы (девальвация рубля и переход к золотому монометаллизму), для её реализации накопил значительный золотой запас. Уволен в отставку по состоянию здоровья. Награждён орденом Святого Александра Невского (1889) и др.

Соч.: Публичные популярные лекции о машинах. СПб., 1859; Элементарная механика. СПб., 1860; Практическая механика. СПб., 1868; Курс построения машин. СПб., 1868; Курс подъемных машин: В 2 ч. СПб., 1872; О регуляторах прямого действия. СПб., 1877; Лекции о паровых машинах. СПб., 1878; О регуляторах непрямого действия. СПб., 1878; Механическая теория теплоты. СПб., 1880; О реальных училищах. СПб., [1896]; Теория автоматического регулирования. М.; Л., 1949 (соавт.) [Полная библ. трудов].

Лит.: Андронов А. А. И. А. Вышнеградский // Люди русской науки. М., 1965; Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте - корреспонденты «Московских ведомостей» // Проблемы общественной мысли и экономическая политика России XIX-XX вв. Л., 1972; Лазуткин А. А. Роль железнодорожной политики в стабилизации финансовой системы Российской империи в министерстве И. А. Вышнеградского (1887-1892 годы) // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1993. №6; Степанов В. Л. И. А. Вышнеградский // Отечественная история. 1993. №4; он же. Предпосылки денежной реформы С. Ю. Витте: Политика министра финансов И. А. Вышнеградского (1887-1892) // Там же. 2004. №5.

В. Л. Степанов.

Связанные статьи