Выспяньский Станислав

ВЫСПЯНЬСКИЙ (Wyspianski) Станислав (15.1.1869, Краков - 28.11.1907, там же), польский драматург, поэт, художник, театральный деятель. Сын скульптора Францишека Выспяньского (1836-1902). В 1887-95 годах (с перерывами) учился одновременно в краковской Школе изящных искусств, в мастерской Я. Матейко и в Ягеллонском университете. С 1890 года продолжил профессиональное образование за границей (Австрия, Италия, Швейцария, Германия, Франция). В 1891-94 годах подолгу жил в Париже. В 1894 году вернулся в Краков. Начал творческую деятельность как поэт. Лирика Выспяньского прозрачна и проста по форме; её основная тема - красота родной земли. В 1897 году Выспяньский вошёл в редакцию краковского модернистского журнала «Жизнь» («Zycie»), где были опубликованы его первые пьесы - «Варшавянка» («Warszawianka», 1898), «Клятва» («Klatwa», 1899). Преподавал в Краковской Академии Художеств (с 1902; профессор с 1906). Выспяньский-художник писал отмеченные утончённым мастерством и психологической проникновенностью пастельные портреты (детские; автопортреты; серия портретов артистов - исполнителей ролей в его пьесах, 1902-04, и др.) и пейзажи («Вид на холм Костюшко», 1905, Национальный музей, Варшава). Создавал также эскизы витражей: для францисканского костёла (1897-1902), для здания Общества врачей (1904; оба - в Кракове). Отличающиеся мрачной экспрессией эскизы витражей для Вавельского собора в Кракове (1900-02) воскрешали исторические образы - Казимира Великого, святого Станислава, Генриха Благочестивого - в облике оживших мумий, скелетов в лохмотьях королевских мантий. Как книжный иллюстратор Выспяньский достиг декоративного единства шрифта и растительного орнамента (иллюстрации к «Илиаде», 1903, и др.). Выполнял эскизы декораций и костюмов к собственным спектаклям в Краковском драматическом театре, также для мебели, тканей, изделий для металла.

Реклама

Выспяньский (Wyspianski) СтаниславНаибольшую славу Выспяньскому принесли его многочисленные драмы. Выспяньский обращался в них к библейским легендам и античным мифам [«Протесилай и Лаодамия» («Ргоtesilas i Laodamia», 1898), «Акрополь» («Akropolis», 1904) и др.], к древней истории Польши [«Легенда» («Legenda», 1897), «Болеслав Смелый» («Boleslaw Smiaty», 1900) и др.). Значительную часть драматургического наследия Выспяньского составляют пьесы о событиях польского национально-освободительного движения 19 века [«Лелевель» («Lelewel», 1899), «Легион» («Legion», 1900) и др.]. Выспяньский был смелым новатором в области драмы: используемые им приёмы неоднозначного по смыслу «открытого финала» , парадоксального монтажа не стыкующихся во времени и пространстве сцен, смешения реальных и вымышленных персонажей, бытового и легендарно-мифологического планов давали основание критике называть Выспяньского и неоромантиком, и символистом, и экспрессионистом. В пьесе «Ноябрьская ночь» («Noc listopadowa», 1904) о восстании 1831 года наравне с историческими персонажами действуют, вмешиваясь в события, ожившие статуи старинного варшавского парка Лазенки. Для драмы «Освобождение» («Wyzwolenie», 1903) Выспяньский избрал оригинальную сценическую форму «театра в театре». Темы вины и возмездия, нравственного падения и искупления через страдание преломлены в самой известной драме Выспяньского - «Свадьба» («Wesele», 1901, экранизация А. Вайды, 1973), где Выспяньский применил свой излюбленный приём смешения персонажей из разных эпох. Свои взгляды на современную драму Выспяньский изложил в эссе «Этюд о Гамлете» (1905). На сцене Краковского драматического театра осуществил первую постановку «Дзядов» А. Мицкевича и сам оформил её как сценограф (1901).

Соч.: Dzieta. Warsz., 1924-1932. Т. 1-8; Dramaty. 2 wyd. Krakôw, 1955-1970. Vol. 1-2; Драмы. М., 1963.

Лит.: Оконьска А. Выспяньский. М., 1977; Wçgrzyniak R. Wokôt Wesela S. Wyspianskiego. Krakow, 2001; Башинджагян Н. З. На скрещении дорог: Выспяньский - Крэг - Шиллер // Башинджагян Н. 3. Театр Леона Шиллера. Режиссер и его время. М., 2005; Тананаева Л. И. Три лика польского модерна. СПб., 2006.

Н. З. Башинджагян.